Открытое письмо правозащитных организаций о событиях в школе №847 Москвы

Глубокоуважаемый Евгений Абрамович!

Осенью 2013 года Правительству РФ предстоит ответить на вопросы Комитета ООН по правам ребенка, среди которых особое внимание уделено проблеме «защиты от дискриминации детей из уязвимых групп – таких как дети цыган, трудовых мигрантов, детей без российского гражданства». От российского правительства требуется предоставить информацию о мерах, принимаемых по борьбе с ксенофобией и предотвращению преступлений на почве ненависти.

 

Мы, представители правозащитных организаций, обеспокоены событиями в московской школе №847, о которых знаем из сообщений СМИ. Мы призываем Вас обратить особое внимание на эту проблему, исходя из принципов Прав Ребенка так, как они отражены в Конвенции о правах ребенка, о недопустимости дискриминации детей – представителей меньшинств, унижения их национального достоинства, тем более со стороны учителей.

 

В феврале 2013 года на улице был убит ученик школы №847 Ислам Абдулганиев. Убийство ребенка – не только трагедия для его семьи, но и драма всего общества, где такие события происходят, тем более что убит Ислам был в людном месте, на глазах у многих свидетелей, не сумевших или не захотевших защитить мальчика. Тот факт, что погибший был выходцем из Таджикистана, не может не вызывать опасений, что нападение и убийство имели отношение к проблемам национальной нетерпимости, расизма и мигрантофобии. Любое подозрение на насилие на почве ненависти – тем более насилие по отношению к ребенку – должно восприниматься с особенной серьезностью и озабоченностью.

Мы знаем, что ежегодно в РФ совершаются сотни таких нападений, агрессивные расисты и националисты избивают, ранят, а порой и убивают людей по национальному признаку, все чаще их жертвы – приезжие из бывших республик СССР, в том числе Таджикистана (а также других стран Центральной Азии и Южного Кавказа). Детям из числа визуальных меньшинств становится страшно ходить по нашим улицам, жить в наших городах, учиться в школах. Несомненно, трагическая гибель ученика московской школы не могла не произвести самого тяжелого впечатления на других детей, на его друзей, одноклассников, знакомых. В этом плане можно не только понять, но и поддержать желание некоторых учеников школы № 847 отдать дань памяти товарищу, павшему жертвой преступления на московской улице, их призыв выразить свою скорбь и солидарность (из сообщений СМИ известно, что именно к этому призывали некоторые ученики школы, предложив надеть черную одежду в день похорон Ислама). Представляется крайне важным выразить поддержку этим детям, многие из которых, видимо, могли представить себя на месте погибшего, будучи и сами приезжими, отличаясь от других жителей Москвы визуально, по особенностям речи, произношения и т.п.

Поддержать и успокоить таких детей должны были, в первую очередь, их педагоги: дать возможность всем ученикам школы обсудить случившееся, почувствовать готовность старших защищать их от опасности и сопереживать их горю. Вместо этого, инициатива школьников с днем памяти встретила резкое неприятие их учительницы Светланы Шамаевой. Аудиозапись речи педагога опубликована рядом СМИ (например, доступна на сайте еженедельника «Комсомольская правда»), каждый может судить о степени этичности ее высказываний (содержащих и ненормативную лексику, что в принципе недопустимо в общении учителя с учениками).

Ряд высказываний С.Шамаевой, бесспорно, свидетельствует о негативном восприятии ею «инакости» приезжих, в том числе иных языков; чего стоит следующая цитата: «Когда едешь в транспорте… И каждый на своем языке – тэтэтэтэтэ..». Звучали и вполне шовинистические высказывания: «Почему мы, исконные жители России, должны все вот это вот терпеть?». Особенно циничным представляется то, что Шамаева мотивирует свои националистические представления о превосходстве «исконных жителей России» отсылками к трагедии Великой Отечественной войны, говоря, что «эта земля … отвоевана моими родственниками и тысячами таких же простых русских солдат», и делает из этого странный вывод: «И я имею право диктовать здесь свои условия! И вам не дано здесь устанавливать свои правила!». Но ведь хорошо известно, что солдатами советской армии были представители всех республик Советского Союза, защищая Москву, полегли не только предки Шамаевой, но и ее учеников из Средней Азии и Кавказа.

Хотя позднее некие эксперты из МГУ и не нашли в речи учителей «высказываний, содержащих суждения о неполноценности граждан какой-либо национальности», но и без экспертизы ясно, что деление учеников многонациональной школы на «своих» и «чужих», очевидное противопоставление «вас» и «нас» в устах учителя оскорбительны и по форме, и по сути.

Кто-то из учеников через родителей пожаловался директору школы, предъявив аудиозапись «воспитательной беседы». В результате две учительницы – та, чью речь передает запись, и ее коллега, поддержавшая ее позицию, были уволены дирекцией по причине «аморального поведения». Суд, однако, позднее принял решение о незаконности увольнения, восстановления их на работе и выплате компенсации морального ущерба.

В ходе обсуждения в СМИ судебного решения оскорбления, прозвучавшие на уроке в многонациональной школе, стали достоянием широкой общественности, вызывают у кого-то отвращение, а у кого-то – увы – поддержку. Тема значительно вышла за рамки случая неудачного общения учителя с учениками и даже за рамки судебного иска о законности увольнения. Мнением (кстати, довольно спорным) экспертов МГУ тут не обойтись. Необходима реакция тех, кто отвечает за безопасность жизни, сохранение достоинства и соблюдений прав всех школьников Москвы, независимо от их происхождения, родного языка или внешнего облика. Мы не предлагаем обсуждать само решение суда, возможно, для такого решения были какие-то формальные основания.

Мы призываем Вас дать оценку всей ситуации, а не решению суда и даже не решению дирекции школы:

После летних каникул, во время которых как раз и состоялся суд и восстановление педагогов, допустивших, во всяком случае, крайнюю грубость, бестактность и, мягко говоря, «непедагогичность» в беседе с травмированными убийством друга детьми, школьники вернутся в классы. Вернутся к жизни школы, где правы оказались те, кто позволил себе поддержать националистов, кто обвинял представителей этнических меньшинств в том, что они «не такие, как мы», кто требовал от детей подавить свои более чем оправданные чувства боли, тревоги, страха – и сделать вид, что ничего не случилось, что гибель таджикского мальчика – не повод скорбеть и возмущаться, а лишь еще одна причина постараться скрыть свое происхождение, замаскироваться и подстроиться под агрессивное большинство. Дети придут в школу, где восторжествовал расизм. Этого допустить нельзя. Возможно, поспешное увольнение виновниц конфликта было не самым правильным с формальной точки зрения шагом. Обсуждать это уже поздно, но еще не поздно помочь ученикам и учителям школы №847 принять друг друга, понять, поддержать. Особенно необходимо, поддержать тех, кто слабее, кого меньше, кто чувствует себя в опасности.

Нельзя замалчивать случившееся, нужно дать возможность детям и их родителям выразить свои чувства и мысли, поддержать реальную интеграцию учеников школы, не деля их на «своих» и «чужих». Нельзя опираться в решении этого вопроса лишь на тех, кто из подобострастия или из-за своих предрассудков бросился на защиту очевидно грубых речей учительницы Светланы Шамаевой, нужно услышать, понять, помирить всех. Нужно помочь тем, кому сейчас особенно трудно, – представителям уязвимых групп, детям-мигрантам, детям из числа визуальных меньшинств, детям-инофонам. Нужно обеспечить высокопрофессиональную кризисно-психологическую поддержку учеников и родителей школы, чтобы по возможности смягчить травмирующий эффект описанной ситуации.

А главное – необходимо признать равные права и достоинство всех детей, живущих и учащихся в России, осудить любые проявления ксенофобии, расизма и шовинизма в российских школах, обеспечить надлежащую защиту детей из уязвимых групп от всех форм агрессии в Москве и других городах России.

 

 

Антидискриминационный центр «Мемориал» (Санкт-Петербург)

Комитет «Гражданское содействие» (Москва)

Информационно-аналитический центр «СОВА» (Москва)

«Гражданский контроль» (Санкт-Петербург)

Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан

Центр по правам человека (Таджикистан)

Бюро по правам человека и соблюдению законности (Таджикистан)

Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека

Международная правозащитная организация «Клуб пламенных сердец» (Париж)

Бюро по правам человека (Узбекистан)