Об обращении писателей в защиту трех националистов

Очень хорошо, что находятся именитые люди, которые готовы публично вступаться и за малоизвестных заключенных. Тем более радостно слышать любое высказывание в пользу свободы слова.

Но неприятно видеть некоторое, скажем так, легкое искажение действительности.

Их троих поименованных людей один, Алексей Кутало, еще не осужден. И это, в частности, означает, что в ходе следствия может измениться набор вменяемых ему статей УК. Как-то рано говорить, что он "осужден за слово".

Тем более совершенно неверно говорить, что они или кто-то еще посажен "за свои взгляды": как это ни формально звучит, у нас судят не за взгляды, будь они даже совершенно людоедские, а только за некоторые публичные высказывания. Можно сказать, что и за высказывания судить нельзя. Но, во-первых, тогда надо так и говорить, а во-вторых, тогда надо эту мысль додумать до конца и сказать, что в этой сфере у нас должно быть такое же законодательство, как в США, а не как в Европе, потому что в европейских странах определенного рода призывы наказуемы (формулировки несколько разнятся, конечно).

Не стоит также создавать впечатление, будто 320 человек (интересно, откуда такая цифра?) сидят по 282-й статье УК. Собственно, за пропаганду чего бы то ни было у нас лишено свободы на данный момент раз в десять меньше людей (несколько месяцев назад мне удалось даже составить их практически полный список - с тех пор он немного изменился, конечно). "За слова" у нас обычно осуждают условно, присуждают к штрафу и тому подобным наказаниям.

Теперь по существу. Лично я считаю, что в России, которая входит в Совет Европы, должно сохраняться уголовное преследование за определенного рода высказывания, но не просто оскорбительные для кого-то, а связанные с публичным подстрекательством к насилию или к грубым и систематическим формам дискриминации. И лишение свободы "за слова" возможно лишь в самых крайних случаях, когда эти слова больше похожи уже на прямое подстрекательство к конкретным преступлениям или на организацию таковых.

К сожалению, я не в курсе, что имеет следствие против Алексея Кутало. И если бы вник в это дело, не стал бы основывать свою позицию только на мнении и информации одной стороны. Уж по крайней мере не стоит именитым людям делать вид, что они не знают, что такое РОНС, и называть его нейтральненько "зарегистрированной организацией".

Константин Душенов - талантливый многолетний проповедник антисемитизма и иных форм расизма, он косвенно даже виновен - в моральном смысле - в определенных насильственных действиях других людей, лично был с подобными людьми связан, но к насильственным преступлениям причастен, насколько мне известно, не был. Можно еще ему предъявить - тоже в моральном скорее плане - попытку запутать следствие по убийству Галины Старовойтовой. И все же он мог бы быть наказан и без лишения свободы, тем более что это у него первая судимость. Возможно, его это не остановило бы и все равно он попал бы в тюрьму. Но это уже другая проблема - способности наших правоохранителей на систематические, а не эпизодические усилия.

Наконец, Александр Дзиковицкий - он, конечно, Душенову не ровня, но часть инкриминированных ему текстов носила ярко выраженный ксенофобский характер. Впрочем, они явно не заслуживали лишения свободы. Лучше бы суд согласился с предложением прокурора лишить подсудимого права заниматься журналистикой на некоторое время.