Новости по теме

СК переквалифицировал обвинение против Дины Гариной на статью, срок давности по которой истек

Обвинение против ультраправой активистки переквалифицировано с возбуждения ненависти на оскорбление представителя власти.

Следственный комитет переквалифицировал уголовное дело ультраправой активистки Дины Гариной с ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) на статью 319 УК (оскорбление представителя власти). При этом срок привлечения к уголовной ответственности по ст. 319 по данному делу уже истек.

Напомним, в феврале 2017 года дело Гариной суд вернул прокурору, поскольку пришел к выводу, что следователь нарушил право обвиняемой на ознакомление с материалами дела, не разъяснил ей права и допустил иные процессуальные нарушения, а кроме того предъявленное обвинение является пространным и не устанавливает действия, связанные с субъективной стороной состава преступления. В августе 2017 года прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга вернула дело в СК для устранения выявленных нарушений и производства дополнительного следствия.

Дело, первоначально переданное в суд в декабре 2016 года, было возбуждено в связи с выступлением Гариной на митинге 15 марта 2015 года, в ходе которого она прокомментировала работу сотрудников центров по противодействию экстремизму МВД. Речь Гариной, с нашей точки зрения, содержала оскорбления и расистские высказывания, приписывающие сотрудникам центров "Э" иноэтническое (нерусское, смешанное) происхождение, а также "генетическую ненависть" к русским. Гарину обвиняли в "возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства, то есть, действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам происхождения, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично". Понятие возбуждения ненависти по признаку происхождения отсутствует в законе о противодействии экстремистской деятельности. Однако оно имеется в составе ст. 282 УК, хотя фигурирует в правоприменительной практике редко; видимо, его следует толковать как возбуждение ненависти по национальному (этническому) признаку. Отметим, что объект возбуждения ненависти в данном случае представлялся нам весьма расплывчатым (к примеру, следует ли понимать, что речь Гариной направлена на всех представителей иных этносов, или только некоторых, скажем, уроженцев Кавказа или Средней Азии). Учитывая, что речь Гариной не содержала призывов к насилию и едва ли представляла существенную общественную опасность, целесообразность уголовного преследования за возбуждение национальной ненависти в данном случае вызывала значительные сомнения.

Что касается возбуждения ненависти к сотрудникам центров "Э" как социальной группе, мы считаем, что такое обвинение было неправомерным, поскольку, с нашей точки зрения, ст. 282 УК должна защищать уязвимые группы населения, а не правоохранительные органы, защищенные другими статьями УК. И применение ст. 319 УК в данном случае более уместно. Отметим, что дело против Гариной было возбуждено лишь с шестой попытки: следователь следственного отдела СК по Санкт-Петербургу пять раз отказывал в возбуждении дела и назначал новую экспертизу в рамках доследственной проверки, ссылаясь на прецедент с делом группы "Война", которое было закрыто, поскольку эксперты сочли, что сотрудники правоохранительных органов социальной группой не являются. 

Ранее, в марте 2016 года, Дина Гарина уже была осуждена по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти) и ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности).

Ссылки на данную статью [2]