Новости по теме

Петербуржца вызвали в СК из-за публикации картины Васи Ложкина

Следователей заинтересовала публикация в соцсети запрещенной картины "Великая прекрасная Россия".


24 октября 2016 года представитель Следственного комитета России по Санкт-Петербургу сообщил местному жителю Сергею Березину, что ему необходимо явиться к следователю в связи с публикацией им в соцсети "ВКонтакте" картины Васи Ложкина "Великая прекрасная Россия". Петербуржец попросил собеседника прислать ему повестку; в настоящее время его процессуальный статус неизвестен.

По словам сотрудника Следственного комитета, около года назад Березин опубликовал на своей странице картину "Великая прекрасная Россия", а некий красноярец сделал репост этой записи, и Сергея вызывают в СК именно по запросу из Красноярска.

Репродукция картины Васи Ложкина (настоящее имя - Алексей Куделин) "Великая прекрасная Россия" была признана экстремистской 29 января 2016 года Октябрьским районным судом Новосибирска вместе с тремя другими изображениями (в том числе с ксенофобным текстом, начинающимся со слов "Кавказцы - бесполезная нация") и позже внесена в Федеральный список экстремистских материалов под номером 3381. Все эти изображения были найдены на странице в соцсети "ВКонтакте", принадлежащей известному новосибирскому националисту, командиру молодежной дружины "Северный волк" Роману Быкову.

Запрещенная репродукция картины Ложкина представляет собой карту, на которой Россия подписана как "Великая прекрасная Россия", а территории сопредельных государств обозначены пейоративными этнонимами или унизительными характеристиками населяющих их народов. Сам Ложкин заявил, что картины под названием "Великая прекрасная Россия" он не писал, его картина называлась "Шестая часть суши". Впервые репродукция работы была опубликована в "Живом журнале" Ложкина в 2010 году, затем художник удалил ее.

Картина Ложкина - сатирическое произведение, высмеивающее квасной патриотизм и ксенофобию, оно не содержит никаких призывов (в том числе призывов к насилию), и его признание экстремистским мы считаем неправомерным. Хотя пример Быкова, который опубликовал картину наряду с ксенофобными материалами, показывает, что не каждый способен отличать пародийные высказывания от серьезных, это не является достаточным основанием для их запрета. К сожалению, для правоохранительной и судебной систем интерпретация художественных произведений тоже порой оказывается слишком сложной задачей. Подобные примеры утверждают нас во мнении, что при рассмотрении исков о запрете тех или иных материалов как экстремистских судам следует изучать контекст их создания, а в делах об ответственности за их распространение - контекст публикации.

Ссылки на данную статью [8]