Новости по теме

Юрий Чайка озвучил статистику преступлений экстремистской направленности

17 апреля 2013 года генеральный прокурор Юрий Чайка сделал в Совете Федерации ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ за 2013 год.

В частности чиновник заявил, что в России увеличивается число регистрируемых преступлений экстремистской направленности (См. справку Центра «СОВА» «О Преступлениях экстремистской направленности»).

Согласно данным доклада за последние десять лет в РФ произошел значительный рост числа данных преступлений (в 2004 году - 130, в 2013 году - 896). Количества выявленных преступлений экстремистской направленности увеличилось во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного.

Самыми распространенными преступлениями является "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" (ст. 282 УК РФ).

А "начиная с 2012 года на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием сети интернет". В 2013 году по таким фактам возбуждено 375 (в 2012 году 231) уголовных дел. "Причем наиболее распространены факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях", - подчеркивается в документе.

"В сфере межнациональных отношений актуальны проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма. По-прежнему остается злободневной проблема распространения радикальных идей, прежде всего, среди молодежи", - говорится в докладе генпрокурора. Генпрокурор добавил, что в социальных сетях "продолжают создаваться экстремистские группы и организации, ведется пропаганда и вербовка новых членов". А процесс распространения радикального ислама в ряде регионов РФ "вызывает тревогу".

Всего в 2013 году выявлено более 70 тыс. нарушений, в то время как в 2012 году - 52 тыс. Прокурорами направлено свыше 8,4 тыс. заявлений в суды общей юрисдикции по вопросам межнациональных отношений и противодействии экстремизму, в том числе о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими.

На наш взгляд подобный рост экстремистской отчетности последних нескольких лет обусловлен в первую очередь тем, что правоохранительные органы гораздо активнее, чем ранее занимаются мониторингом социальных сетей на предмет наличия в них экстремистских высказываний, видео- или аудиороликов, статей, картинок и прочего. Такие правонарушения легко выявлять и раскрывать, так как социальные сети крайне популярны среди молодежи, а том числе – праворадикальной, а при регистрации пользователи вводят личные данные, которые администраторы сетей предоставляют по первому требованию. Этот видно по количеству приговоров за совершение подобных правонарушений. Если в 2004 году, по нашим данным, приговоров за пропаганду ненависти было только 3, то в 2013 их стало не менее 131 (подробнее статистику Центра «СОВА» см. в приложении к годовому докладу "Праворадикал расправил плечи. Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2013 году в России").

В то же время количество убийств, совершенных по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды имеет устойчивую тенденцию к снижению. "Если в 2010 году в Российской Федерации зарегистрировано 18 преступлений, предусмотренных пунктом "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ, то в 2013 году их совершено только три", - говорится в докладе генпрокурора.

Отметим, что по данным центра "Сова" в 2013 году от расистского и неонацистски мотивированного насилия погиб 21 человек и было ранено 178 человек, 9 человек получили серьезные угрозы убийством, в то время как в 2012 году от такого насилия погибло 19 человек. Таким образом, очевидно, что продолжавшийся с 2009 по 2012 годы спад уличного расистского насилия прервался. В 2013 году зафиксирован заметный всплеск этнического насилия.

Начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генпрокуратуры Ольга Шамшина сообщила, что с 1 февраля по требованию Генпрокуратуры (по т.н. "закону Лугового") Роскомнадзор заблокировал около сотни интернет-страниц с информацией экстремистского характера, в том числе, с призывами к несанкционированным массовым акциям. Большая часть противоправной информации была запрещена в судебном порядке. Шамшина отметила, что зачастую сложно бывает осуществить блокировку без ущемления прав владельца интернет-ресурса.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров, в свою очередь, также отметил, что при исполнении вступившего в силу 1 февраля закона о блокировке экстремистской информации в интернете зачастую не удается избежать полного ограничения доступа к крупным интернет-ресурсам из-за несовершенства операторских механизмов блокировки. "Я хотел бы обратиться к присутствующим здесь депутатам Госдумы с предложением изучить правоприменительную практику закона и рассмотреть возможность внесения технических корректировок по расширению инструментария данного закона", - сказал Жаров.

Как пояснил Жаров, информация, не призывающая к каким-либо массовым действиям, могла бы блокироваться не сразу, а после отсутствия ответной реакции от администрации интернет- ресурса. Однако, что касается призывов к несанкционированным массовым акциям, то очевидно, что здесь нужна немедленная блокировка. Когда речь идет об информации, которая не призывает к тем или иным действиям, но имеет признаки экстремистской по решению Генпрокуратуры, то здесь, по его мнению, вполне уместно применение механизма, когда сначала Роскомнадзор уведомляет интернет-площадку о нарушении, затем дает трое суток на удаление материала, и только если после этого информация не удалена, блокирует ресурс.