Новости по теме

ВС смягчил наказание участникам АБТО

11 декабря 2013 года президиум Верховного суда смягчил наказание Ивану Асташину и Богдану Голонкову, участникам «Автономной боевой террористической организации» (АБТО), которые были осуждены в 2012 году за серию поджогов. Президиум ВС снял обоим ограничение свободы после отбытия наказания, а Ивану Асташину снизил срок заключения с 12,5 лет до 9 лет и девяти месяцев в колонии строгого режима.

Асташин и Голонков находятся в СИЗО, в заседании президиума они участвовали по видеосвязи. В самом начале Асташин вновь попросил отложить заседание, но президиум почти единогласно решил это ходатайство отклонить.

Президиум ВС собрался по жалобе Генеральной прокуратуры. Рассмотрев решения суда по делу АБТО, прокуроры пришли в выводу, что суд не должен был назначать Асташину и Голонкову ограничение свободы после отбытия реального срока, поскольку на момент совершения преступлений они были несовершеннолетними. Прокуратура также предложила снять с Асташина ст.280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти), по которым вышел срок давности, а также снизить ему срок заключения по ст.205 (терроризм) — вынося приговор, суд должен был учесть явку с повинной, однако этого сделано не было.

Иван Асташин заявил, что он, Максим Иванов, Григорий Лебедев, Андрей Мархай, Ксения Поважная принимали участие только в одной «ненасильственной акции прямого действия против ФСБ». В ночь на 20 декабря 2009 года, накануне Дня сотрудников органов безопасности, они забросали бутылками с зажигательной смесью окна отдела ФСБ по Юго-Западному округу Москвы. Тогда в сети появился ролик с записью этого поджога и подписью «С днем чекиста, ублюдки!». Свою причастность к публикации этого видео в интернете Асташин отрицает. Он утверждает, что никакой устойчивой группы у них не было: с Лебедевым он давно дружил, с Поважной жил в гражданском браке, а с Ивановым ходил в турпоходы.

Он настаивал, что не принимал участия ни в одной из акции Кирилла Красавчикова, Богдана Голонкова, Александр Бокарев и Ярослава Рудного, которые совершили ряд поджогов принадлежащих «нерусским» торговых точек.

Богдан Голонков заявил, что придумал название АБТО. Он рассказал, что в интернете наткнулся на информацию о деятельности в Петербурге «Боевой террористической организации» и решил взять похожее название. По словам Голонкова, при обыске у него был изъят ноутбук, на котором находились оригиналы видеозаписей, из которых были сделаны ролики АБТО с поджогами ларьков и отделения милиции.

Адвокаты обоих подсудимых говорили о том, что в действиях из клиентов не было состава ст.205: поджоги торговых ларьков и не были совершены для устрашения населения и не нанесли никому физического вреда, никаких требований к государственной власти не выдвигалось. Иван Асташин просил переквалифицировать ему обвинение на ст.167 УК (умышленное уничтожение имущества), а Богдан Голонков — на ст.213 (хулиганство).

Президиум Верховного суда постановил снять с обоих молодых людей ограничение свободы после отбытия срока наказания, а также снять с Асташина ст.ст. 280 и 282 УК. Срок заключения Голонкову остался прежним — 9,5 лет в колонии общего режима. Асташину же президиум снизил срок заключения с 12 лет и 6 месяцев до 9 лет и девяти месяцев в колонии строгого режима.

Напомним, что по делу АБТО проходили 10 человек — Иван Асташин (Паук), Богдан Голонков (Сапер), Александр Бокарев (Пушкин), Кирилл Красавчиков, Максим Иванов, Андрей Мархай, Игорь Зайцев, Ярослав Рудный, Григорий Лебедев и Ксения Поважная (Волчица). Ко времени задержания им было от 16 до 22 лет, все они, кроме Григория Лебедева, учились в вузах и колледжах. Лебедев учился в школе, и 11-й класс он заканчивал в СИЗО.

12 апреля 2012 года был вынесен членам АБТО был вынесен приговор (подробнее см. здесь). В июле того же года Верховный суд смягчил приговоры 4 из 10 членов организации.

По решению кассационной инстанции лидер АБТО Иван Асташин был приговорен к 13 годам лишения свободы, кассация смягчила это наказание на шесть месяцев. Ксения Поважная и Андрей Мархай  получили по четыре года лишения свободы вместо восьми и десяти соответственно. На два года - с десяти до восьми лет заключения - был изменен приговор Максиму Иванову. Наказание другим фигурантам дела было оставлено без изменения, том числе и Ярославу Рудному, который получил шесть лет лишения свободы, хотя во время следствия он находился под подпиской о невыезде, и прокурор просил для него условного заключения. Условное наказание Игоря Зайцева - три года лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года - также было признано судом законным.

Как утверждается в обвинительном заключении по делу, в АБТО действовали две группы, члены которых во время совершения преступлений практически не пересекались. На допросах и в суде почти все подсудимые в один голос заявляли, что подобной «террористической организации» не существует.

Все осужденные по делу, кроме Игоря Зайцева, попали в список террористов и экстремистов, составленный «Росфинмониторингом». АБТО была запрещена судом как террористическая организация, решение вступило в законную силу в конце ноября этого года.
Ссылки на данную статью [3]