Новости по теме

Во втором и третьем чтении приняты поправки к законопроекту об отмывании денег

7 июля 2010 года Государственная Дума во втором и сразу в третьем чтении приняла законопроект, инициированный депутатами М.Гришанковым и  Ю.Зеленским, вносящий, в частности, поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».  Подавляющее большинство этих поправок касается ст.6 закона – «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю» - в части устанавливающей основания для формирования перечня физических лиц и организаций, чьи денежные и имущественные операции подлежат обязательному контролю.

Наиболее принципиальным изменением, предлагаемым в законопроекте, является внесение в закон нормы о возможности исключения из указанного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых существовало, но отпало подозрение в причастности к экстремистской и террористической деятельности.  Действующая редакция закона такой нормы закон не предусматривает вовсе, что, в сочетании с абсолютной закрытостью списка, могло порождать и порождало противоправные коллизии. Так, в частности, известна история Владислава Баранова, неправомерно обвиненного в подготовке покушения на Валентину Матвиенко, оправданного судом, но получавшего отказы на обслуживание в банках. Основания для исключения из «перечня террористов и экстремистов» зеркально повторяют основания для включения в этот список (отмена судебного решения, отмена постановления прокурора, прекращение уголовного дела и т.п.).

Вторым принципиально важным изменением, на наш взгляд, является закрытый  список статей Уголовного кодекса, преследование по которым влечет попадание в «Перечень». Текущая редакция этого списка не содержит, ограничиваясь абстрактным упоминанием «причастности к экстремистской деятельности и терроризму» и «преступлениям террористического характера». Напомним, понимание правоохранительных органов терминов «преступления экстремистской направленности» и «преступления террористической направленности» чрезвычайно широко и включает в себя более трех десятков статей УК РФ. Предлагаемые поправки предлагают ограничиться следующими статьями УК РФ:

- 205 (террористический акт),
- 205-1 (содействие террористической деятельности),
- 205-2 (публичные призывы к терроирстической деятельности или публичное оправдание терроризма),
- 206 (захват заложника),
- 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем),
- 211 (угон судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава),
- 220 (незаконное обращение с ядерными материалами),
- 221 (хищение ядерных материалов),
- 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля),
- 278 (насильственный захват власти),
- 279 (вооруженный мятеж),
- 280 (публичные призывы к экстремистской деятельности),
- 282 (возбуждение национальной ненависти),
- 282-1 (организация и участие в экстремистском сообществе),
- 282-2 (участие в организации, признанной судом экстремистской)
- 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

При этом список не включает в себя статей УК, карающих за насильственных преступления по мотиву ненависти, хотя бы тяжких и особо тяжких. И это, безусловно, недостаток законопроекта.
 
Кроме того, законопроект предусматривает частичную публикацию «перечня террористов и экстремистов», попавших в него по следующим основаниям:

-  вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

-  вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205-1, 205-2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282-1, 282-2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

-  составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

- признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
 
Отметим, что в тот же день, только несколькими часами ранее во втором чтении были приняты поправки к этому же закону, из которых нас интересует одна: второй законопроект все-таки предусматривает возможность информирования клиента кредитной организации о том, что ему отказано в обслуживании по "антиэкстремистским" основаниям. Действующая редакция этой возможности не предусматривает.