Министр внутренних дел России о проблемах экстремизма и терроризма

Мы публикуем текст выступление Министра внутренних дел России Рашида Нургалиева на пленарном заседании Государственной Думы 15 ноября 2006 года. Выступление прозвучало в рамках "правительственного часа", посвященного борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями по мотиву национальной ненависти.
Текст цитируется по стенограмме заседания, размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ. Все текстовые выделения и комментарии сделаны нами, как и разбивка на абзацы.
К тексту выступления прилагаются вопросы депутатов Государственной Думы, сделанные докладчику в рамках правительственного часа по данной проблематике (текст также приводится по официальной стенограмме заседания)
.

Выступление министра внутренних дел России Р.Нургалиева

Уважаемая Любовь Константиновна [Слиска, председательствующая на заседании - ред.], уважаемые депутаты Государственной Думы! Позвольте выразить признательность за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами по наиболее актуальным вопросам борьбы с преступностью.

Речь пойдёт о противодействии экстремизму и коррупции, а также преступлениям, совершаемым на этнической основе. Как известно, объективными причинами распространения экстремизма в нашей стране явились затянувшаяся смена идеологических ориентиров, непростые межнациональные отношения и криминализация общества, а также небывалое ранее расслоение населения по доходам.

В немалой степени проявления националистических настроений, как показали события в Карелии, связаны с неконтролируемой внутренней и внешней миграцией, коррупцией в сфере лицензирования и экономической деятельности в пользу некоренного населения, неопределённостью молодёжной политики на фоне безработицы и алкоголизации.

За последние пятнадцать лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами, возросло в сто тридцать раз. Только в этом году уже зарегистрировано более сорока шести тысяч преступлений, совершённых иностранными гражданами. При этом количество преступлений в отношении самих иностранцев, совершённых гражданами России, увеличилось незначительно и составило всего 13,3 процента - это почти в четыре раза ниже криминальной активности иностранных граждан [Напоминаем, что подобная статистика не имеет никакого отношения к преступлениям на почве ненависти - ред.].

Министерство внутренних дел России осознаёт всю важность миграции, и прежде всего трудовой. Наши двери открыты, и требуется только одно: уважать и соблюдать российский закон. Сегодня нас крайне беспокоит и быстро растущая экстремистская преступность, замешанная на национальной нетерпимости. Экстремистами в городах Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и Саратове совершён ряд убийств и избиений иностранных студентов.

На сегодняшний день под профилактическим контролем милиции находятся около ста пятидесяти молодёжных группировок экстремистской направленности общей численностью до десяти тысяч человек - от футбольных фанатов до хорошо организованных структурированных формирований ультралевой направленности, имеющих идеологические секторы, информационные группы и боевые отряды. Восемь из них представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Не стану их называть, чтобы не делать рекламы. По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников этих организаций составляют лица в возрасте до тридцати лет. Наибольшее количество зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Мурманской, Самарской, Нижегородской областях. Значительная часть этой молодёжи заражена, и опасно, вирусом фашизма, национализма, ксенофобии и расизма. Зачастую они считают, что причинами их личных неудач и невозможности самореализации являются приезжие граждане.

Сегодня возможности мобильной связи, Интернета, современной полиграфии позволяют им в разы сократить время на распространение экстремистских идей, организацию массовых и протестных выступлений, и примеров тому более чем достаточно. Так, попытка экстремистов спровоцировать в ходе проведения так называемого "Русского марша" 4 ноября столкновение молодёжных группировок и тем самым дестабилизировать обстановку в ряде городов вызвала резкое осуждение населения, которое не поддержало идею устроить погромы и избиение людей, имеющих нероссийское происхождение.

Анализ этих событий показывает, что нам необходимо поставить надёжный заслон бесконтрольному тиражированию идей национализма, фашизма, религиозного радикализма через Интернет с рецептами, как избивать, взрывать, убивать и уходить от ответственности. И правоохранительные органы всего мира сегодня говорят о необходимости законодательного признания Интернета средством массовой информации и распространения на него установленных законом форм правового контроля.

В целях осуществления активных и адекватных мер противодействия молодёжному религиозному экстремизму МВД России реализует не только профилактические, но и оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых только в этом году было раскрыто сто тридцать семь преступлений экстремистской направленности, что более чем на треть превышает аналогичный показатель прошлого года.

Привлечены к уголовной ответственности лица, виновные в совершении ряда убийств и избиений иностранных студентов в Воронеже, Москве, Курске и Санкт-Петербурге. На транспорте пресечено более полутора тысяч актов вандализма - нанесения фашистской символики на вагонах электричек, хулиганских проявлений в отношении представителей некоренного населения. В ряде городов предотвращены спланированные подстрекателями и идеологами экстремизма побоища футбольных фанатов. В Санкт-Петербурге не допущено так называемое факельное шествие скинхедов. В Ростове-на-Дону милицией была получена упреждающая информация - и не был допущен поджог общежития иностранных студентов. Органами внутренних дел совместно с Федеральной службой безопасности и Генеральной прокуратурой России предотвращены попытки организовать групповые нарушения общественного порядка в ходе не санкционированных органами исполнительной власти шествий во время празднования Дня народного единства. С организаторами была проведена разъяснительная работа, до них были доведены требования законодательства и меры ответственности за возможные экстремистские действия.

Как вы знаете, крайней формой проявления экстремизма является, безусловно, террор. Уже сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп. Так, в Новосибирской области в помещении одной из таких организаций, члены которой были заподозрены в подготовке террористического акта, было изъято 39 килограммов взрывчатых веществ.

К сожалению, милиции и спецслужбам не удалось предотвратить взрыв на Измайловском рынке, который также был совершён членами экстремистской организации. Тогда погибло тринадцать человек и было ранено пятьдесят четыре. Данное преступление органами внутренних дел раскрыто, и виновные предстанут перед судом.

В последние годы террористическим организациям на территории Российской Федерации нанесён значительный урон. Только в 2006 году органами внутренних дел и ФСБ раскрыто семьдесят семь из ста пятнадцати зарегистрированных преступлений, квалифицированных как терроризм, и восемьсот восемьдесят четыре преступления на стадии приготовления к покушению и высказывания угроз террористического характера. Сотни бандглаварей и активных участников незаконных вооружённых формирований в ходе их вооружённого противостояния обезврежены. Результатом принятых мер явилось сокращение террористических актов на четверть, а преступлений, совершённых с использованием взрывных устройств, на 18 процентов, однако это малоутешительные доводы, так как интервенция международного терроризма против России продолжается.

В этой связи более детально я хотел бы остановиться на экспорте религиозного экстремизма на Кавказ, в Поволжье и Сибирь. Здесь предпринимаются попытки его активного использования в качестве разрушительного инструмента государственности и порядка в стране. При этом цинично эксплуатируется, пожалуй, самая чувствительная сфера человеческого бытия - религия, искажаются её постулаты и ценности, во главу угла ставится воинствующий радикализм.

По имеющимся данным, на территории Российской Федерации активно осуществляют противоправную деятельность более восьмидесяти международных экстремистских организаций, использующих в своих интересах ваххабизм. Сегодня его сторонники объединены в шестьдесят крупных джама[а]тов, насчитывающих более шестнадцати тысяч активных членов. Особую опасность при этом представляет деятельность эмиссаров международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", которая направлена прежде всего на территориальный и религиозный раскол России. Сотрудниками МВД во взаимодействии с ФСБ выявлено сорок пять её ячеек. Установлено двести сорок семь участников данной организации, действующих преимущественно в Центральном, Северо-Западном, Приволжском иУральском федеральных округах.

Анализируя проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом, нельзя не учитывать и увеличение масштабов миграции, как законной, так и нелегальной. Начиная с 1992 года по настоящее время российское гражданство приняли свыше семисот пяти тысяч граждан республик Закавказья. К примеру, за последнее десятилетие только официально в Приволжский регион из Центральной Азии прибыло сто шестьдесят семь тысяч человек, в Закавказье - сорок одна тысяча и несколько сотен человек из Турции. Среди этих мигрантов оказалось немало людей, желающих добиться в России собственного благополучия в том числе и криминальным путём.

Например, совместно с правоохранительными органами Узбекистана и Таджикистана установлено значительное число лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование на их родине, в том числе и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Только за последний год с территории России экстрадировано около трёхсот семидесяти эмиссаров международных террористических организаций "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и Исламское движение Туркестана.

Органами внутренних дел последовательно осуществляется комплекс мер по перекрытию каналов экономической и идеологической подпитки экстремистских организаций. Например, пресечена деятельность глубоко законспирированной террористической группировки "Исламский джамаат", ячейки которой действовали в Татарстане, Башкирии и в Ульяновской области. За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение межэтнической ненависти либо вражды, приготовление к совершению террористической акции изобличён сорок один участник. Двадцати пяти задержанным избрана мера пресечения - заключение под стражу, восемь человек объявлены в межгосударственный розыск.

В марте 2006 года в результате проверки оперативной информации установлен некий Бахтеев, ранее судимый за совершение убийства. В результате обыска в его квартире в городе Сызрани обнаружено и изъято около ста экземпляров литературы реакционно-экстремистского содержания.

Необходимо отметить, что действующее в Российской Федерации антиэкстремистское законодательство постоянно совершенствуется, и МВД России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимает в этом самое активное участие. В частности, среди последних законов, принятых в этой области, наиболее важным является федеральный закон от 27 июля этого года N 148-ФЗ, им внесены соответствующие изменения в закон "О противодействии экстремистской деятельности", связанные с отнесением новых видов общественно опасных деяний к числу экстремистских.

Новые возможности у правоохранительных органов появились и в связи с ратификацией в 2006 году Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года и Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию по пресечению терроризма 2003 года. 20 октября вами, уважаемые депутаты, принят в первом чтении важный для усиления противодействия экстремизму законопроект "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Просили бы депутатский корпус содействовать принятию данного закона, крайне важного для решения этой сложнейшей проблемы. Вместе с тем с целью дальнейшей активизации работы по противодействию экстремизму необходима реализация ряда дополнительных нормативно-правовых моментов. В частности, в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как "экстремист", "экстремистская акция", "международный экстремизм", отсутствуют нормы, препятствующие созданию под другим наименованием партий и объединений, деятельность которых была запрещена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, нет запрета на проведение публичных мероприятий, финансируемых организациями экстремистской или террористической направленности.

В этой связи представляется необходимым внести соответствующие изменения в ряд базовых законов, в том числе в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" и в Федеральный закон "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях".

Второе. Несмотря на высокую общественную опасность экстремистских проявлений в Уголовном кодексе эти преступления отнесены к категории средней тяжести. Данное обстоятельство в значительной мере ограничивает возможность проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, необходимого для получения доказательств причастности отдельных граждан к экстремистской деятельности.

В этой связи, а также в целях усиления профилактической функции законодательства необходимо рассмотреть вопрос о повышении верхнего предела уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", 282"Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", 282-1 "Организация экстремистского сообщества", 282-2 "Организация деятельности экстремистской организации" Уголовного кодекса Российской Федерации.

Третье. Повышению эффективности борьбы с экстремизмом, полагаем, будет способствовать и принятие закона о дополнении в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в редакции закона от 27июля этого года статей 212 "Массовые беспорядки" и 243 "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" Уголовного кодекса Российской Федерации нормами об ответственности за совершение данных преступлений по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.

Четвёртое. Анализ судебной и следственной практики показывает, что от уголовной ответственности сегодня уходят лица, вовлекающие молодёжь в совершение преступлений экстремистской направленности. В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость введения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за вовлечение в экстремистские организации и сообщества.

Пятое. В целях усиления профилактики экстремизма представляется целесообразным внести в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" норму об обязательном опубликовании в официальных периодических изданиях списка организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете их деятельности.

Шестое. Необходимо ужесточить штрафные санкции административного законодательства за участие в проведении несанкционированных митингов. Малозначительность административного наказания приводит сегодня только к росту агрессии со стороны представителей экстремистских организаций.

И наконец, седьмое. В условиях расширения масштабов экстремистской деятельности нам всем вместе необходимо понять, что ликвидировать экстремизм только силами правоохранительной системы невозможно, нужны консолидированные усилия всех органов государственной власти, средств массовой информации, общественных и правозащитных организаций.

Уважаемые депутаты Государственной Думы, безусловно, процесс распространения экстремистских и многих других противоправных и общественно опасных проявлений во многом связан и с масштабами коррупции в стране. В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал коррупцию самым серьёзным препятствием на пути развития страны и указал на необходимость приоритетного внимания к проблемам защиты собственности, прав и свобод граждан от произвола чиновников. Борьба с проявлениями коррупционной направленности положена в основу оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на 2006-2007 годы.

Далее выступление посвящено проблеме коррупции, и не связано с проблемами экстремизма.

[Вопросы]

Рогозин Д.О., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. У меня вопрос к министру внутренних дел. Уважаемый Рашид Гумарович, вопрос связан с борьбой с нелегальной миграцией. У нас эта борьба всё время носит характер какой-то кампанейщины. Вот недавно была кампания по борьбе с грузинскими нелегальными мигрантами. При этом почему-то забыли, что существуют и все остальные. И хотелось бы знать вашу точку зрения, Рашид Гумарович, как вы думаете, не будет ли эффективным способом борьбы с нелегальной миграцией введение визового режима в отношении тех стран, которые являются экспортёрами нелегальной миграции и которые не соблюдают определённых норм международного права по контролю за деятельностью собственных же граждан и не хотят подписывать соглашение о реадмиссии с Российской Федерацией? И второй момент. Рашид Гумарович, что вы думаете по поводу того, чтобы гражданам тех стран, где нет должным образом оформленных паспортов, выдавать на границе за их же счёт, за счёт въезжающих граждан, специальные некие визовые или, скажем, идентификационные документы с биометрической информацией? Спасибо.
...
Нургалиев Р. Г. Дмитрий Олегович, я просто сразу хочу сказать: никакой кампанейщины, связанной с проблемой грузинских преступных группировок, нет. Одновременно работа ведётся по четырём наиболее серьёзным этническим преступным группировкам. Это армянские, азербайджанские, грузинские и так называемые юго-азиатские. Проблемы существуют. Если говорить предметно о том, что вы сейчас сказали, то могу сказать, что анализ девяти месяцев этого года позволяет нам говорить, что граждане Грузии, находящиеся на территории Российской Федерации, совершили порядка тысячи трёхсот двадцати преступлений.

Из зала. (Не слышно.)

Нургалиев Р. Г. В отношении всего трёхсот получается практически. Вы видите, насколько в принципе эта проблема у нас актуальна. Вы знаете, ещё с 90-х, с 80-х годов практически все коронованные так называемые лидеры преступных группировок уголовной направленности (раньше их называли ворами в законе) тоже, по сути дела, очень серьёзно влияли на экономический климат в Российской Федерации. Так вот, только за девять месяцев этого, текущего года тридцать воров в законе именно грузинской национальности были задержаны, арестованы и в отношении многих из них сейчас проводятся следственные действия. Что касается нелегальной миграции. Да, действительно, это проблема. И я говорил, что проблема у нас существует с точки зрения совершения преступлений. Мы никогда не ставили цель проанализировать, а что произошло в стране за последнее десятилетие. Могу вам сказать, что, по сути дела, нелегальными мигрантами теперешними, будем так говорить, совершено в сто пятьдесят раз больше преступлений за последние десять лет в отношении экономических объектов, в отношении коренного населения, грабежей и так далее. Но мы говорим и о другом, о том, что сегодня именно трудовая миграция является приоритетом не только в нашем государстве, но и во всех странах Европы. И мы говорим, что к нам можно приезжать, а особенно трудовым мигрантам, пожалуйста, но они должны соблюдать наши российские законы. И вот в этом направлении мы сейчас работаем. Что касается вопросов непосредственно реадмиссионного плана, то вы знаете, что создана межведомственная так называемая координационная комиссия, которая занимается этой проблемой. Эти вопросы в принципе решаются. Да, есть страны, с которыми ещё не подписаны соглашения реадмиссионные даже. В принципе эти вопросы могут решаться в несколько этапов, и эта работа ведётся. Хочу вам сказать, что сейчас реализуются пилотные проекты в пяти городах нашей страны и уже более двух тысяч новых паспортов с биометрией выдано, в том числе и в Калининграде. Мы прошли уже, будем так говорить, считывание наших паспортов во многих зарубежных странах. И эта работа будет продолжаться. Мы планируем к концу этого года выдать до десяти тысяч примерно новых паспортов. Повторяю, работа эта продолжается. То, что касается нарушения законодательства. Да, ещё раз хочу сказать, что мы в этом отношении очень предметно рассматриваем каждый случай, но кампанейщины никакой нет. Создана и работает программа, которая направлена на то, чтобы создать нормальные условия для трудовых мигрантов с точки зрения их социальной защищённости и с точки зрения вопросов, связанных с соблюдением международных норм.

Смирнова С.К., [фракция "Единая Россия"]. ... Уважаемые докладчики, вы все говорили об усилении мер ответственности за разжигание межнациональной розни. Сейчас Юрий Яковлевич сказал, что, безусловно, эти меры должны быть комплексные. У меня вопрос к Рашиду Гумаровичу. Рашид Гумарович, что, на ваш взгляд, необходимо сделать кроме усиления ответственности за разжигание межнациональной розни? Это должен быть комплекс, система мер по предотвращению, связанных и с телевидением, и с национальной политикой, и с молодёжной политикой? Спасибо.
...
Нургалиев Р. Г. Я могу вам сказать, что действительно проблема очень актуальная. У нас сегодня на профилактическом учёте стоят триста две неформальные молодёжные группировки, это примерно около пяти тысяч подростков [ср. с данными, озвученными выше, в основном тексте доклада - ред.], которые в принципе в своей деятельности используют противоправные средства, в том числе и с элементами насилия, в их действиях есть признаки ксенофобии. На мой взгляд, эта задача должна действительно решаться в комплексе. Сегодня, к сожалению, так получается, что подросток предоставлен сам себе, даже если объективно начинать с ячейки нашего общества - семьи, важно, чтобы нравственные и духовные ценности формировались уже в школьном возрасте. Правильно, надо учитывать, что наша страна является евроазиатской страной, что здесь проживают разные народы. Что касается религии, надо понимать, что такое православие, что такое ислам. И должны быть нормальные, будем говорить, просветительские лекции, наверное, в учебных учреждениях, чтобы все люди понимали и правильно относились к различным слоям населения, проживающим в нашей стране. Конечно, очень важно, чтобы наша молодёжь не была оторвана от политической, социальной жизни. Давайте посмотрим сегодня на Северный Кавказ и вообще на юг. Посмотрите, в каких условиях сегодня воспитывается наша молодёжь. Сегодня такое проведение досуга, как посещение спортивных учреждений, для многих наших подростков невозможно в связи с тем, что не все родители могут профинансировать занятия ребёнка тем же самым физкультурным фитнесом, например, и так далее. Очень важно, чтобы у нас была и патриотическая направленность воспитания молодёжи. Ведь надо объективно говорить, что страна остановила фашизм, разгромила фашизм, победила врага. Мы это сделали вместе, сообща, единой семьёй, и не смотрели, кто там украинец, русский, татарин, грузин и так далее, эту задачу решали все. Поэтому при решении этой проблемы необходимо учитывать данный воспитательный аспект. Мы обратились и в Правительство Российской Федерации в связи с совершенствованием мер по борьбе с экстремизмом, мы обратились и в Государственную Думу, и вы знаете, что представлен проект федерального закона, в котором также усиливается уголовная и административная ответственность, я говорил об этом в своём выступлении. И конечно, очень важно, мы должны это понимать, чтобы действовала четырёхуровневая система профилактики, которая есть во многих субъектах Федерации не только в виде програм[м]ы, но уже и в виде конкретных действий. Сегодня в школах, учебных заведениях практически три тысячи школьных инспекторов занимаются вопросами профилактики и формирования нравственности нашей молодёжи. Я думаю, что только совместные, комплексные усилия действительно помогут нам сформировать нормальный образ россиянина, сформировать его отношение к гражданам, которые проживают на территории России, воспитать чувство патриотизма. Наверное, и принципы толерантности тоже должны быть в основе этих воспитательных процессов. Спасибо.

[Заключительное слово Р.Нургалиева на "Правительственном часе"]

Я хочу поблагодарить за то, что мне была предоставлена здесь возможность поделиться своим видением той ситуации, которая сложилась в сфере борьбы с экстремизмом и коррупцией. И хочу сказать, что нам, правоприменителям, важно, что сегодня мы высказались по наболевшим проблемам, нам очень нужно, чтобы действительно торжествовал закон, было верховенство закона, чтобы была справедливость. Поэтому я прошу вас осмысленно отнестись с тем предложениям, которые мы формулировали непосредственно в правовом аспекте, подумайте и помогите нам, для нас это очень важно. И тогда, наверное, каждый человек будет думать, что закон для всех одинаков, тогда, наверное, будет то, что сегодня необходимо в обществе - справедливость и равенство во всех вопросах. Законодательные аспекты, о которых мы сегодня говорили, нужны нам и с точки зрения того, чтобы мы были уверены в законности проведения многих мероприятий. Почему? Потому, что многие вещи сегодня - я об этом говорил - нам не позволяют решать, и мы вторгаемся в святая святых, мы можем просто нарушить права человека. И мы не идём на проведение некоторых мероприятий, потому что у нас нет сегодня механизмов решения этих вопросов. Спасибо большое.

См. также выступления председателя Верховного суда В.Лебедева и генерального прокурора Ю.Чайки .

Ссылки на данную статью [4]