Егор Сковорода об участии националистов в оппозиционных митингах

18 января 2012 года OpenSpace.ru опубликовал статью Егора Сковороды «Кто их позвал?». Автор напомнил, кто стоит за русскими националистами, пришедшими на оппозиционные митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова, и остановился на фигурах их лидеров, таких как Константин Крылов и Владимир Тор.

Автор задается вопросом почему появление националистов на таких акциях становится все «заметнее и звонче».  «Почему националисты приобрели такой вес в протестах против выборов и что за люди выступают перед нами со сцены. Потому что человек, который здесь и сейчас так ярко говорит тебе о свободе и демократии, в другой ситуации и перед другой аудиторией вполне мог бы призывать к погромам и насилию», - спрашивает журналист.

Е.Сковорода напоминает, что ультраправые ораторы появились на демократических митингах с самого начала. - 5 декабря 2011 года на митинге на Чистых прудах уже выступали один из лидеров Русского гражданского союза Александр Храмов и один из лидеров "Национал-демократического альянса" Илья Лазаренко. А ведь именно РГС начал собирать митинги под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!».

Автор считает, что организаторы митингов 5 и 10 декабря старались  «представить разный спектр политических движений», и это стало причиной появления националистов на митинге на Чистых прудах и тем же путем они попали и на Болотную площадь. («Лазаренко — как «проверенный» Чистыми прудами, Константин Крылов — как наиболее умеренная уступка националистам»).

Несмотря на то, что к подбору выступающих на проспекте Сахарова  24 декабря организаторы подошли более ответственно (в Фейсбуке было организовано голосование), на площади оказались Крылов с Ермолаевым и Тором.  Член оргкомитета акции Анастасия Удальцова заявила, что «они прошли по квотам» (оргкомитет решил выделить квоты на каждое течение: на левых, правых, гражданских активистов…).  По ее словам «речь шла о том, что слово не будет дано тем, кто проповедует античеловеческие ценности. Вот Марцинкевич — однозначная личность, кто о нем слышал, все прекрасно знают, что именно оголтелый нацист, который приходил на разные мероприятия и орал “Зиг хайль!”. За Владимиром Тором я по крайней мере таких вещей не знаю».

На что Е.Сковорода пишет, что лакмусовой бумажкой для националиста является его отношение к людям, замешанным в насильственных преступлениях, и цитирует выступление Владимира Тора на проспекте Сахарова о том, что «без героев Манежки не было бы ни Болотной площади, ни проспекта Сахарова. Главное, чего мы должны добиться, — освобождения политзаключенных».

Конечно лидеры легальных организаций осторожны в высказываниях. Во-первых, из-за желания вырваться в публичное пространство, во-вторых, из опасения быть привлеченными по ст.282 УК РФ. В своих выступлениях они стараются публично не призывать к насилию и погромам, однако ни разу еще не было случая, чтобы кто-то из значимых лидеров националистов осудил уличное насилие, убийц же называют «политзаключенными» или «узниками совести».  Е.Сковорода отмечает, что к насилию причастна значительная часть активистов правых организаций. «В то время как лидер протвинского отделения ДПНИ осужден за убийство, лидер московского отделения Владимир Ермолаев выступает на митинге за честные выборы», - пишет он. Помимо Ермолаева, на митинге выступил еще один бывший член ДПНИ Владимир Тор (настоящее имя Владлен Кралин), ранее занимавший давнее и видное место ворганизации.

«Остаются вопросы к тем, кто дает им в руки микрофон. Как вообще можно сотрудничать с людьми, чьи соратники — маньяки и убийцы? С теми, кто называет этих убийц «узниками совести»? … неужели кто-то действительно не понимает: когда Тор говорит про режим, который «за последние годы отправил в тюрьмы полторы тысячи моих братьев», он имеет в виду именно людей, осужденных за нацистский террор?», - спрашивает автор.

Третий из выступивших на митинге лидер Русского общественного движения (РОД) Константин Крылов - публицист и мыслитель, имеющий репутацию «интеллектуала от русского национализма». Члены его организации не замешаны в насилии, сам Крылов крайне осторожен в высказываниях, занимается «правозащитной деятельностью», еще и преследуется властями по ст.282 УК РФ.  Однако Е.Сковорода напоминает, что при  РОДе работает Русский правозащитный центр, занимающийся сбором средств для «русских политзаключенных». Довольно заметную роль Крылов и РОД играли в освещении процесса над убийцами адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Тихоновым и Хасис. Члены «центра» считают, что Тихонов—Хасис были осуждены по якобы сфабрикованному делу. При этом Крылов, говоря об этом убийстве, касается только юридических аспектов, не высказывая своего отношения ни к самому убийству, ни к возможной причастности Хасис и Тихонова к нацистскому подполью. Речь Крылова на митинге «Хватит кормить Кавказ» - яркая, она вся построена на смысловых подменах, но формально там не к чему придраться. По мнению журналиста, «такая стыдливо прикрытая готовность оправдывать убийства и насилия»  опаснее всего.

В заключение в статье цитируется речь Крылова на митинге на Болотной площади с приветом «от тысяч националистов, которые пришли сюда», потому что «это начало русской революции, новой, которая начинается сейчас. Ура, революция!».