Лев Гудков о коллективном лекарстве от ксенофобии

17 декабря 2004 г. "Русский курьер" опубликовал интервью Георгия Целмса с доктором философских наук Львом Гудковым о причинах роста ксенофобии в России.

Со времен перестройки россияне прошил путь от самобичевания ("Мы - нация рабов", "Мы - Верхняя Вольта с ракетами") и роста комплекса неполноценности к поиску врагов вокруг себя, который, наоборот, способствовал появлению и укреплению позитивной самооценки.

По мнению Л.Гудкова, "позитивная самооценка" достигла пика на излете второго президентского срока Б.Ельцина, а война в Чечне и дефолт 1998 г. лишь способствовали возрождению советских стереотипов "осажденной крепости".

"Начало второй чеченской войны в полтора раза усилило эти настроения. Судя по опросам число людей, поддерживающий лозунг "Россия для русских!" с 35% увеличилось до 55%. Заметно выросли антикавказские настроения. Кроме евреев - традиционных изгоев, потеснив их на шкале ненависти, появились кавказцы (особенно чеченцы), цыгане, китайцы, все инородцы. А главное заметно ослаб иммунитет на ксенофобию: просвещенная часть общества плелась за толпой, за той тиной, что всплыла со дна общества".

Рост ксенофобии, разумеется, не чисто российское явление - все более менее развитые страны с ней сталкиваются: при том, что это явление всегда существовало, оно усугубляется глобализацией экономических процессов, миграцией. Однако, в отличие от России, "ксенофобия заключена в жесткие рамки. И законами, и общественным мнением. И власть, и СМИ, вся система образования там, в отличие от России, нацелены на борьбу с ксенофобией, на воспитание терпимости". Люди, как правило, понимают, что без притока эмигрантов западный страны попросту не выживут. И задача государства и общества в этой ситуации состоит в первую очередь в социализации мигрантов: "В Германии, например, турки приняли ценности этой страны. И там нет межэтнических проблем. А вот в Голландии, приезжие африканцы живут изолированно, своим анклавом".

В России же, в отличие от цивилизованных стран, миграционная политика построена на запретах. Это - чисто коррупционный путь, чреватый социальным, а то и этно-националистическим взрывом. "Вот, скажем, в России существует мощная китайская диаспора. В Москве, например, выходит две китайских газеты, есть канал кабельного ТВ, несколько пейджерных станций. Китайцы и рады были бы жить по законам нашей страны, вывести, в частности, свой бизнес из тени. Но им не позволяют это делать их собственные главари и милиция, которые легко договариваются между собой. И сообща обирают китайцев. По такой же схеме обирают и другие этнические группы, подталкивая всех нелегалов к преступлениям. А между тем, давно подсчитано, что российской экономике необходимо не менее трех миллионов приезжих. Но, естественно, легальных и адаптированных. Кстати говоря, как показали опросы, среди правоохранительных органов максимальное число ксенофобов".

Кроме того, мнение о том, что среди приезжих много преступников - чистейший милицейский миф, опровергаемый любой статистикой, не говоря уже о более детальных исследованиях.

Л.Гудков дает и "социально-демографический портрет ксенофоба": "У нас ксенофобия не столько способ агрессии, сколько способ самоутверждения: "Я ненавижу, следовательно, я существую". Когда многие не могут реализовать себя, когда не востребованы таланты и профессиональные навыки, иного способа самоутверждения вроде бы и нет. Любой приезжий - конкурент, покушающийся на "мое". Печально, что ксенофобия заражает уже и студенчество - группу, которая в нормальных обществах наиболее толерантна, то есть, терпима к "иным". Раньше носителями ксенофобии были преимущественно пожилые и малообразованные люди. Теперь же ксенофоб значительно помолодел. И образование его выросло. Ксенофобов найдешь и среди электората "Яблока", и среди голосующих за СПС".

Одновременно настораживает и то, что все активнее используют националистическую, ксенофобную риторику российские политики. Причем большинство из них вряд ли являются убежденными националистами: "Политики наши преимущественно живут одним днем. Они лично могут вполне терпимо относиться ко всем нациям, но при этом хотят потрафить обществу. Опасная игра!"

Однако будущее представляется Льву Гудкову все же не таким мрачным, как можно было бы ожидать. Во-первых, растет усталость населения: даже среди явных ксенофобов к активным действиям готова лишь незначительная часть. Во-вторых, люли все меньше и меньше доверяют политикам. Интересно, что по результатам исследования ЛЕВАДА-Центра "Родина" "достигла своих победных результатах на выборах отнюдь не за счет националистических лозунгов. Главным было то, что люди поверили обманке Глазьева про раздел земельной ренты. Доктор экономических наук, запустивший эту утку, конечно же, понимал ей истинную цену. Но люди поверили".

"Лекарство от ксенофобии одно,
- считает Л.Гудков, - всеобщее повышение уровня жизни. Когда каждый сможет реализовать себя не через вражду, а через дело. Влияние тут взаимное: чем энергичнее мы будем бороться против ксенофобии, тем скорее достигнем благоденствия".