Правительство хочет ввести крупные
штрафы для провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке и
разблокировке сайтов
7 октября Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект,
предусматривающий усиление ответственности интернет-провайдеров за неисполнение
обязанностей по блокировке страниц на основании сведений, полученных от
Роскомнадзора.
Законопроект был внесен в Госдуму 17 июня 2016 года. Он вводит в КоАП новую статью 13.32, по которой за неисполнение обязанностей по блокировке и разблокировке сайтов должностные лица подвергаются штрафу в размере от трех до пяти тысяч рублей, индивидуальные предприниматели - от 10 до 30 тысяч, юридические лица - от 50 до 100 тысяч рублей.
В пояснительной записке указывается, что в настоящее время за уклонение от обязанности блокировать запрещенные сайты провайдеров наказывают по ч. 3 ст. 14.1 КоАП, которая касается осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии. Так, только за 2015 год в отношении провайдеров, не заблокировавших запрещенные страницы, был составлен 501 протокол об административных правонарушениях, и в 488 случаях арбитражные суды удовлетворили требования Роскомнадзора о привлечении операторов связи к ответственности. Однако ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает вынесение предупреждения или штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей, что, по мнению правительства, несоразмерно степени общественной опасности запрещенной информации (т.е. информации о наркотиках, детской порнографии, экстремистских призывов и др.). В то же время по ст. 14.1 наказывают и за менее значительные правонарушения, и именно поэтому целесообразно ввести в КоАП новую статью, полагают в правительстве.
Впервые о планах властей ужесточить ответственность за уклонение провайдеров от блокировок сайтов стало известно осенью 2015 года, когда Минкомсвязь вынесла законопроект на общественное обсуждение. К моменту внесения в Госдуму он претерпел некоторые изменения. Во-первых, если первоначально планировалось распространить действие статьи КоАП лишь на блокировки ресурсов, внесенных в Единый реестр запрещенных сайтов, то в одобренной Думой формулировке речь идет просто о сведениях, полученных от Роскомнадзора. Эта формулировка охватывает, очевидно, как выгрузку обновлений в Едином реестре запрещенных сайтов, так и уведомления Роскомнадзора о необходимости блокировки ресурсов по "закону Лугового". Во-вторых, исчезла вторая часть статьи об ответственности за невозобновление доступа к ресурсам, исключенным из Единого реестра: теперь за невыполнение своевременной разблокировки сайтов предлагается наказывать так же, как и за неисполнение требований о блокировке.
Принятие законопроекта логично встраивается в предыдущие меры властей по противодействию распространению запрещенных материалов в сети. Однако механизмы пополнения Единого реестра вызывают у экспертов Центра "Сова" существенные нарекания, а сутки, которые по закону даются на блокировку, — такой срок, в который легко могут уложиться только крупные провайдеры, у мелких же могут возникать сложности с отслеживанием изменений в Едином реестре и незамедлительным реагированием. Что касается "закона Лугового", то его механизм создает условия для злоупотреблений. Внесудебную блокировку сайтов, предусмотренную этим законом, в "Сове" считают недопустимой.
В Думе не поддержали наделение региональных прокуроров полномочиями по
блокировкам
10 октября 2016 года комитет Госдумы по информационной политике,
информационным технологиям и связи рекомендовал отклонить в первом чтении
законопроект о наделении прокуроров субъектов федерации полномочиями по
составлению требований о блокировках сайтов по "закону Лугового".
На заседании комитета депутат Александр Ющенко заявил, что в первом полугодии 2016 года в Роскомнадзор поступило 104 требования от Генпрокуратуры, и регулятор незамедлительно предпринял все необходимые меры по ограничению доступа к указанной ведомством информации. Кроме того, законопроект потребует дополнительных расходов из бюджета.
На законопроект был получен отрицательный отзыв правительства России. В нем также утверждается, что существующий механизм блокировок эффективен. В подтверждение этого тезиса правительство указало, что по состоянию на апрель 2016 года Генпрокуратура направила в Роскомнадзор 296 требований, 1198 страниц было заблокировано, а с 7461 страницы информация была удалена. Помимо этого, по данным правительства, на основании судебных решений в Единый реестр запрещенных сайтов было внесено более 9,4 тыс. страниц с экстремистскими материалами. "Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту не содержится убедительных сведений и статистических данных" в пользу расширения полномочий региональных прокуроров, сочли в правительстве.
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы 29 марта 2016 года сенатором Виктором Озеровым. Инициативу публично поддерживали Генпрокуратура и Главное управление по противодействию экстремизму МВД России.
Одобрение этого законопроекта могло бы привести к резкому росту числа злоупотреблений, которым и так способствуют расплывчатые формулировки "закона Лугового". В Центре "Сова" считают порочной саму практику внесудебных блокировок материалов с экстремистскими высказываниями и выступают за использование судебных механизмов.
Создателю Церкви Челябинского метеорита продлили срок принудительного
лечения
12 июля 2016 года Советский районный суд Челябинска продлил на полгода срок
принудительного лечения в психиатрической больнице местному активисту,
создателю Церкви Челябинского метеорита Алексею Морошкину, известному как
Андрей Брейва. Об этом сообщила его мать.
Морошкина обвиняли по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму через интернет) за публикацию в апреле-марте 2015 года на странице сообщества "За сражающуюся Украину! За свободный Урал! Вместе против зла!" текстов с призывами к отделению Урала от России и созданию сибирского федеративного союза (12 эпизодов). В ноябре 2015 года Морошкин был освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в Челябинскую областную специализированную психоневрологическую больницу № 1 после того, как ему был поставлен диагноз "параноидная шизофрения" с формулировкой "бред реформаторства религиозного толка".
11 июля 2016 года правозащитный центр "Мемориал" признал Морошкина политзаключенным. По мнению правозащитников, публикации Морошкина не содержали призывов к насильственному нарушению территориальной целостности России, а в решении суда не содержится доказательств опасности Морошкина для общества, в связи с которой его следовало бы изолировать от общества в клинике закрытого типа. В ПЦ "Мемориал" полагают, что Морошкина преследуют за оппозиционную деятельность, а признание оппозиционных взглядов "шизофреническим реформаторским бредом" напрямую отсылает к советскому опыту борьбы властей с диссидентами.
По мнению экспертов "Совы", доступные для изучения посты Морошкина не содержат призывов к реальным, продуманным действиям, способным привести к осуществлению подобных планов. В "Сове" считают, что ст. 280.1 УК чрезмерно ограничивает свободу слова, а преследование уместно лишь за призывы к насильственному сепаратизму. Постановка психиатрического диагноза в связи с ироническими заявлениями о создании Церкви Челябинского метеорита вызывает недоумение, а вывод о необходимости изолировать Морошкина выглядит неубедительным.
Морошкин также является фигурантом уголовного дела по ст. 214 (вандализм) о покраске бюста Ленина в Челябинске в цвета украинского флага. По словам матери обвиняемого, прокуратура не утвердила обвинительное заключение по делу и вернула его для продолжения расследования. С точки зрения экспертов "Совы", подобные действия в любом случае не заслуживают уголовного преследования, скорее их можно расценить как мелкое хулиганство.
В 2014 году Морошкин под псевдонимом "Андрей Брейва" заявил о создании Церкви Челябинского метеорита, потребовал от региональных властей передать его последователям Челябинский метеорит и настаивал на установке в областном центре храма метеорита. В 2015 году он участвовал в боевых действиях в Донбассе в составе батальона "Восток". Затем он разочаровался в идеологии "русской весны", вернулся в Челябинск, перестал относить себя к русским националистам и заявил о принадлежности к националистам региональным.
12 октября 2016 года Челябинский областной суд утвердил решение Советского районного суда Челябинска о продлении Морошкину срока лечения. 16 сентября 2016 года Челябинский областной суд назначил повторное освидетельствование Морошкина. В ходе него врачи заявили, что тот факт, что Морошкин считает себя политзаключенным и отказывается от группы инвалидности, свидетельствует об отсутствии у пациента критического отношения к своему болезненному состоянию, а потому он представляет опасность для окружающих.