Хроника фильтрации Рунета № 27. 11-15 июля 2016 г.

Разблокирован портал "Голос Ислама"

О блокировке сайта "Голос Ислама" стало известно 12 февраля 2016 года. Юристам, представлявшим интересы портала, удалось доказать, что Роскомнадзор нарушил правила блокировки сайтов, поскольку, заблокировав сайт по требованию Генпрокуратуры, не уведомил редакцию о том, какие именно материалы следует удалить для последующей разблокировки. Выяснив через суд, какие именно материалы вызвали нарекания ведомств, редакция удалила их со страниц портала, и он был разблокирован. Известно, что одним из этих материалов оказалось интервью, взятое катарским телеканалом Аль-Джазира у Абу Мухаммеда аль-Джулани, лидера запрещенной в России организации Джабхат ан-Нусра.

Претензии надзорных органов вызывали и некоторые комментарии читателей сайта, содержавшие призывы к противоправной деятельности, поэтому редакция решила ввести премодерацию. Впрочем, редакция указала на то, что и раньше на сайте была предусмотрена возможность пожаловаться на резкие реплики, и их оперативно удаляли.

Редакция портала не намерена менять политику издания, поэтому не уверена в том, что блокировка снята надолго. В направленном Генпрокуратурой в Роскомнадзор 11 февраля 2016 года требовании заблокировать "Голос Ислама" говорилось: "Размещаемые на главной новостной ленте и в других разделах сайт публикации отличаются тенденциозным преподнесением материала, враждебным отношением к отдельным социальным группам, в частности, к представителям правоохранительных, контролирующих органов и руководству Российской Федерации, а также к внешней и внутренней политике России". В качестве примеров были приведены материал о курдах, написанная с протурецких позиций, статья с критикой Асада и статья о преследовании мусульман в России.

С точки зрения экспертов Центра "Сова", претензии, сформулированные столь расплывчато, не должны служить основой для блокировки. Ограничивать доступ к ресурсу следует только в том случае, если в суде доказано, что на сайте регулярно публикуются материалы, нарушающие конкретные нормы российского законодательства.


"Мемориал" признал  политзаключенным блогера Кунгурова

Правозащитный центр "Мемориал" признал политзаключенным тюменского блогера Алексея Кунгурова, который обвиняется по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма).

"Мемориал" считает, что дело в отношении Кунгурова "укладывается в общую картину преследования независимых блогеров и журналистов и является явно неправомерным", а политический мотив преследования Кунгурова фактически прямо обозначен в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого.

Правозащитники считают, что текст Кунгурова "Кого на самом деле бомбят путинские соколы", публикация которого вменяется блогеру, не содержит никаких призывов к терроризму, и отмечают, что резкий тон материалов автора сам по себе не может являться основанием для привлечения его к уголовной ответственности. Критика вмешательства России в войну в Сирии не была основана на джихадистской пропаганде, подчеркивают в "Мемориале".

Кунгуров - публицист, постоянный автор издательства "Алгоритм", входивший в "Комитет 25 января", - был задержан 3 марта 2016 года и на следующий день отпущен под подписку о невыезде. 15 июня его задержали повторно и изменили меру пресечения на содержание под стражей.


Создателю Церкви Челябинского метеорита продлили срок принудительного лечения

12 июля 2016 года Советский районный суд Челябинска продлил на полгода срок принудительного лечения в психиатрической больнице местному активисту, создателю Церкви Челябинского метеорита Алексею Морошкину, известному как Андрей Брейва.

Морошкина обвиняли по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму через интернет) за публикацию в апреле-марте 2015 года на странице сообщества "За сражающуюся Украину! За свободный Урал! Вместе против зла!" текстов с призывами к отделению Урала от России и созданию сибирского федеративного союза (12 эпизодов). В ноябре 2015 года Морошкин был освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в Челябинскую областную специализированную психоневрологическую больницу № 1 после того, как ему был поставлен диагноз "параноидная шизофрения" с формулировкой "бред реформаторства религиозного толка".

11 июля 2016 года правозащитный центр "Мемориал" признал Морошкина политзаключенным. По мнению правозащитников, публикации Морошкина не содержали призывов к насильственному нарушению территориальной целостности России, а в решении суда не содержится доказательств опасности Морошкина для общества, в связи с которой его следовало бы изолировать от общества в клинике закрытого типа. В ПЦ "Мемориал" полагают, что Морошкина преследуют за оппозиционную деятельность, а признание оппозиционных взглядов "шизофреническим реформаторским бредом" напрямую отсылает к советскому опыту борьбы властей с диссидентами.

Морошкин также является фигурантом уголовного дела по ст. 214 (вандализм) о покраске бюста Ленина в Челябинске в цвета украинского флага. По словам матери обвиняемого, прокуратура не утвердила обвинительное заключение по делу и вернула его для продолжения расследования. По мнению экспертов Центра "Сова", подобные действия в любом случае не заслуживают уголовного преследования, скорее их можно расценить как мелкое хулиганство.

В 2014 году Морошкин под псевдонимом "Андрей Брейва" заявил о создании Церкви Челябинского метеорита, потребовал от региональных властей передать его последователям Челябинский метеорит и настаивал на установке в областном центре храма метеорита. В 2015 году он участвовал в боевых действиях в Донбассе в составе батальона "Восток". Затем он разочаровался в идеологии "русской весны", вернулся в Челябинск, перестал относить себя к русским националистам и заявил о принадлежности к националистам региональным.


Началось рассмотрение по существу дела не принятого в полицию тверичанина

12 июля 2016 года Пролетарский районный суд Твери начал рассматривать по существу дело Шамиля Казакова, которого обвиняют в возбуждении ненависти к социальной группе "сотрудники полиции УМВД России по Тверской области" (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении представителя власти (ст. 319 УК).

Прокурор в ходе заседания огласил обвинительное заключение, Казаков свою вину не признал, сообщает международная правозащитная группа "Агора". В ответ на вопрос о критериях выделения полицейских в социальную группу представительница УМВД по Тверской области заявила, что сотрудники полиции являются гражданами России, находятся на государственной службе на должностях рядового и начальствующего состава, а также защищают права и интересы граждан.

Казаков, имеющий юридическое образование, долго пытался устроиться на работу участковым уполномоченным полиции, однако получил отказ. При этом беседу с начальником отдела по работе с личным составом городского управления МВД он записал на диктофон. Запись разговора, из которого следует, что в Твери якобы по негласному распоряжению начальства не берут в полицию "кавказцев, чеченцев, дагестанцев, татар и мусульман", Казаков опубликовал в интернете, смонтировав видеоклип с изображениями сотрудников УМВД по Тверской области в нацистской форме и кадрами из фильма "Обыкновенный фашизм". Один из героев ролика подал к Казакову иск о защите чести и достоинства, но проиграл, а затем был уволен вместе с подчиненной, которая также беседовала с Казаковым.

29 марта 2016 года Казаков стал фигурантом уголовного дела, возбужденного по ст. 319 УК по факту размещения под видео гневных комментариев в адрес начальника управления по работе с личным составом УМВД по Тверской области. 21 мая ему было также предъявлено обвинение по ст. 282 УК, после чего Казаков был отправлен под домашний арест.

В Центре "Сова" считают обвинение Казакова по ст. 282 УК неправомерным. Его высказывания касались конкретных лиц, а не сотрудников полиции в целом. Кроме того, полицейские не относятся к числу уязвимых групп, требующих защиты в виде антиэкстремистского законодательства, а неясное понятие социальной группы вообще является источником для злоупотреблений и должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей.


Федеральный список экстремистских материалов снова подрос

13 июля 2016 года вновь обновился Федеральный список экстремистских материалов. В него были добавлены пп. 3694 - 3706.

Список пополнили материалы наци-скинхедов в Интернете. Среди них  фильм К.Ю.Душенова "Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа", "текстовые материалы, начинающиеся словами: «Любить кавказцев...» и заканчивающиеся словами «... их как евреев» и прочее подобное.


В Саратове прокуратура добивается блокировки анонимайзеров

14 июля 2016 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратура Кировского района Саратова обратилась в суд с исками об ограничении доступа к неизвестному числу сайтов-анонимайзеров и включении их в Единый реестр запрещенных сайтов. Прокуратура обосновала свои действия тем, что с помощью анонимайзеров граждане могут получать неограниченный доступ к запрещенным материалам, включая экстремистские.

Анонимайзеры сами по себе не содержат никакой запрещенной информации. Доступ к запрещенным материалам может быть осуществлен и посредством других инструментов, в том числе через обычную поисковую систему, поскольку удалить их из глобальной сети полностью пока не удается – однако такая возможность не является основанием для закрытия доступа к поисковым системам. В связи с этим в Центре "Сова" считают решения о блокировке анонимайзеров неправомерными.

Тем не менее, количество случаев блокировки анонимайзеров по требованию прокуратур разных российских регионов растет.


Санкции в отношении руководителей образовательных учреждений Вологодчины

В марте 2008 года Рособразование снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране.

15 июля 2016 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Вологодская транспортная прокуратура выявила нарушения антиэкстремистского законодательства в Велико-Устюгском филиале Московской государственной академии водного транспорта (Великоустюгском речном училище) и Вологодском техникуме железнодорожного транспорта - филиале Петербургского государственного университета путей сообщения им. императора Александра I. В частности, с компьютеров в учебных классах и библиотеках учебных заведений можно было получить доступ к экстремистским материалам. Руководителям учебных заведений внесены два представления.