Неправомерный антиэкстремизм в марте 2018 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в марте 2018 года.

Все случаи уголовного преследования по антиэкстремистским статьям, о которых мы узнали в марте 2018 года, были связаны с религиозной деятельностью граждан и выражением мнения в отношении религии.

Преследование религиозных организаций и верующих

В конце месяца сотрудники ФСБ провели обыск в помещении Саентологической церкви Петербурга и допросили восемь человек. Обыск проходил в рамках расследования дела по ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 282 (возбуждение ненависти) и ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) УК и был направлен "на обнаружение дополнительных предметов и документов, подтверждающих преступный характер деятельности указанной религиозной группы". Напомним, руководители Саентологической церкви Петербурга находятся под арестом по этому делу. Мы считаем преследование саентологов по антиэкстремистским статьям неправомерным. Подробнее об этом мы писали здесь.

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарии в марте принял решение заблокировать четыре сайта Свидетелей Иеговы, в том числе сайт "Свидетели Иеговы в России". Поводом для подачи иска послужило то, что эти ресурсы содержали "различные разделы, публикации, журналы, книги, видео, новости о религиозной организации "Свидетели Иеговы"". Представители Свидетелей Иеговы не были допущены до участия в рассмотрении дела. Напомним, мы считаем неправомерными как ликвидацию организаций Свидетелей Иеговы за осуществление экстремистской деятельности, так и запрет публикуемых ими материалов.

В марте нам стало известно о том, что в феврале в Барнауле по ч. 1.1 ст. 282.2 УК (вовлечение лица в деятельность экстремистской организации) был осужден уроженец Таджикистана Самандар Гадоев. Он был приговорен 1 году лишения свободы в колонии общего режима. Очевидно, он был осужден за проповедь ислама в одном из городских кафе, поскольку является сторонником запрещенного религиозного движения "Таблиги Джамаат". Движение объединяет странствующих мусульманских проповедников и придерживается фундаменталистских взглядов, однако не пропагандирует насилие, поэтому мы считаем неправомерным его запрет и преследование его сторонников.

Московский окружной военный суд на выездном заседании в Петербурге в марте приговорил к 8 годам колонии строгого режима по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации) 32-летнего Владимира Шмотова. По данным следствия и суда, Шмотов был членом радикальной исламистской "Хизб ут-Тахрир" с 2011 года, с 2013 проводил партийные собрания, в том числе в своей квартире, привлекал в организацию новых людей и какое-то время возглавлял региональную ячейку. Подсудимый признал вину, и дело рассматривалось в особом порядке.  

Кроме того, мы узнали о двух постановлениях Верховного суда РФ по делам, связанным с "Хизб ут-Тахрир", о которых у нас раньше не было информации.

В начале месяца коллегия Верховного суда отменила приговор Алтынбеку уулу Абдыманапу и Хотамжону Каримову, которых Московский окружной военный суд в декабре 2017 года приговорил к 10 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима, признав виновными по ч. 2 ст. 205.5 УК в участии в деятельности "Хизб ут-Тахрир".​ На предварительных слушаниях по делу Абдыманапа и Каримова Московский окружной военный суд вернул дело в прокуратуру, а когда дело вновь дошло до суда, его рассматривал прежний судья, что противоречит законодательству. Поэтому ВС потребовал, чтобы Московский окружной военный суд пересмотрел дело в другом составе.

Во второй половине марта Верховный суд утвердил приговор, вынесенный в декабре 2017 года по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации) в отношении Рахмиддина Камолова, активиста правозащитной организации "Помощь – Ёрдам" за организацию деятельности ячейки "Хизб ут-Тахрир". Московский окружной военный суд приговорил Камолова к 16 годам колонии строго режима.

Мы считаем, что преследование членов "Хизб ут-Тахрир" только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) по антитеррористическим статьям неправомерно.

Преследование за антирелигиозные высказывания

Во второй половине марта стало известно, что в Кургане суд прекратил уголовное преследование 18-летнего местного жителя, которого обвиняли в оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК), назначив ему судебный штраф в размере 30 тыс. рублей. По версии следствия, в декабре 2017 года, отмечая день рождения в съемном коттедже, молодой человек обнаружил там православную икону. Перевернув икону, он сфотографировался с ней в зеркале и разместил фото в соцсети, сопроводив оскорбительным по отношению к православным комментарием. В ходе предварительного следствия курганец раскаялся в содеянном и, чтобы загладить причиненный вред, через соцсеть извинился перед всеми верующими, а также пожертвовал деньги православному храму. Поскольку он впервые совершил преступление небольшой тяжести и при этом возместил ущерб, следствие направило в суд ходатайство о прекращении дела.

Мы считаем, что понятие "оскорбление чувств верующих" не имеет четкого юридического смысла и его не следовало включать в состав уголовной статьи. В данном случае пост, очевидно, не содержал агрессивных призывов (которые можно было бы квалифицировать как возбуждение ненависти по 282 УК), и едва ли представлял такую опасность, чтобы за него следовало преследовать в уголовном порядке.

То же замечание относится и к делу, переданному в марте в суд в Барнауле. Местный житель был обвинен в размещении на своей странице в соцсети неких изображений с текстами. За посты ксенофобного содержания, направленные против людей с "неславянской внешностью" ему – вероятно, обоснованно, – было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282, а за "выражающие явное неуважение к обществу, нарушающие нормы религиозной этики" – по ч. 1 ст. 148 УК. Отметим, что граждане светского государства вообще не обязаны сообразовываться с нормами религиозной этики.

Административное преследование

В марте мы узнали о трех случаях неправомерного, с нашей точки зрения, привлечения к ответственности по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов или их хранение с целью распространения). Житель села Учкекен в Карачаево-Черкесии был оштрафован на тысячу рублей за то, что хранил дома и обсуждал с членами семьи и прихожанами местной мечети книгу "Предел желающего", для запрета которой, на наш взгляд, не было оснований. В Севастополе суд отправил под арест на 11 суток анархиста Алексея Шестаковича, опубликовавшего во "ВКонтакте" две признанные экстремистскими песни группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля", имеющие сугубо сатирический характер. В Барнауле руководитель городского отделения "Другой России" Евгений Берсенев был оштрафован на тысячу рублей за публикацию своей фотографии в футболке с лозунгом "Православие или смерть", запрет которого мы считаем неправомерным.

По ст. 20.3 КоАП за демонстрирование нацистской символики и символики экстремистских организаций, не направленное на пропаганду опасной идеологии, были привлечены к ответственности шесть человек. Напомним, нынешнее законодательство карает за любое демонстрирование запрещенной символики, независимо от контекста, что приводит к большому количеству необоснованных санкций.

Еще в феврале протокол по ст. 20.3 был составлен в Красноярске в отношении депутата местного городского совета Владимира Владимирова. Поводом послужило то, что на странице депутата в соцсети Facebook был опубликован коллаж с кадром из "Семнадцати мгновений весны", в котором Штирлиц замахивается, чтобы ударить бутылкой по голове оберштурмбанфюрера СС Вильгельма Холтоффа, на рукаве которого надета повязка со свастикой. Лицо Холтоффа на картинке было заменено на лицо школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко, который в ноябре прошлого года выступил с речью в Бундестаге, из-за которой его пытались обвинить в оправдании нацизма. Владимиров пояснил, что публикация была сделана с "патриотическими целями". В марте депутат был оправдан.

В Казани активист Союза татарской молодежи "Азатлык" Батырхан Агзамов получил пять суток ареста за публикацию 2016 года во "ВКонтакте" демотиватора из двух частей, на одной из которых ополченец ДНР Алексей Мильчаков позирует возле обгоревшего трупа, а на другой ему вручают нашивку с коловратом. Над коллажем была помещена надпись: "Россия — это когда ты фактически сжигаешь людей заживо в чужой стране и с улыбкой позируешь рядом с их трупами, но по возвращении в Москву на неонацистский съезд тебе не предъявляют никаких обвинений".

Упомянутый выше руководитель барнаульского отделения "Другой России" Евгений Берсенев был оштрафован на тысячу рублей за публикацию фотографии с котом на фоне флага запрещенной (на наш взгляд – без должных оснований) Национал-большевистской партии. Тот факт, что кот на картинке частично закрывал собой флаг, не был принят во внимание правоохранительными органами и судом.

В Сочи против местного оппозиционного активиста Константина Гудимова был составлен протокол по ст. 20.3 за публикацию во "ВКонтакте" изображений с нацистской символикой: трех обложек журнала Time, фотографии Гитлера с подписью "А давайте зашлем в Россию Путина?" и выложенного из рун слова "Сочи".

Два протокола по ст. 20.3 были составлены и в отношении заместителя координатора новгородского штаба Навального Ярослава Путрова, по его словам, за публикацию в соцсети изображения флага запрещенной организации в новости об ИГИЛ и за мем с Гитлером.

Свободненский городской суд Амурской области оштрафовал местного коллекционера предметов времен Третьего рейха за публикацию в интернете объявлений о продаже двух коллекционных значков, копий партийного значка НСДАП и членского значка СС, с фотографиями товара.