Неправомерный антиэкстремизм в январе 2018 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в январе 2018 года.


Нормотворчество

11 января 2018 года депутаты фракции ЛДПР внесли в Госдуму очередной законопроект об отмене ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Аргументация авторов в основном повторяет использовавшуюся в прошлых аналогичных инициативах ЛДПР. Законопроект получил отрицательные отзывы правительства и Верховного суда России. Сложно воспринимать его иначе как предвыборный ход ЛДПР.

12 января Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении поправок в федеральные законы "О СМИ" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Он предусматривает возможность признания физических лиц средствами массовой информации, выполняющими функции "иностранного агента", обязывает СМИ-"иностранных агентов" регистрировать дочерние структуры в России со статусом, аналогичным статусу НКО-«иностранным агентам», вводит обязательную для всех маркировку их материалов, внесудебную блокировку за отсутствие такой маркировки в интернете, а также отдельный механизм блокировки СМИ-"иностранных агентов", отказывающихся устранять нарушения порядка работы. Подробнее о предлагаемых поправках мы писали здесь.


Практика ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в январе коммуницировал ряд жалоб на решения российских судов. В частности, были коммуницированы жалобы на приговоры по нескольким делам "экстремистской направленности":

  • председателя Татарского общественного центра Рафиса Кашапова, приговоренного к реальному сроку лишения свободы за критику политики России в отношении Украины и присоединения Крыма, на применение ст. 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ);
  • руфера Владимира Подрезова, в 2015 году осужденного по ч. 2 ст. 213 и ч. 2 ст. 214 УК (хулиганство и вандализм, совершенные группой лиц по мотиву политической ненависти) за покраску звезды на московской высотке в цвета украинского флага;
  • Михаила Фельдмана и Олега Саввина, которые вместе с Дмитрием Фонаревым были осуждены в 2015 году за хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотиву политической ненависти и вражды и мотиву ненависти в отношении социальной группы "ветераны Великой Отечественной войны" (ч. 2 ст. 213 УК), за то, что вывесили флаг Германии на гараже калининградского управления ФСБ;

  • кубанской активистки Дарьи Полюдовой, приговоренной в декабре 2015 года к двум годам лишения свободы по чч. 1 и 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму) за публикации во "ВКонтакте", а именно репост о требованиях этнических украинцев Кубани, фото с плакатом со словом "революция" и текст с призывом к свержению режима.
  • Теперь российским властям предстоит ответить на вопросы Страсбургского суда в связи с делами заявителей, в частности, разъяснить, было ли нарушено их право на свободу и личную неприкосновенность и было ли вмешательство в их право на свободу выражения мнения оправданным, основанным на законе и необходимым в демократическом обществе.


    Преследование за возбуждение национальной ненависти и оппозиционные высказывания

    В середине месяца в Воскресенске Московской области суд приговорил активиста Валентина Соколова к полутора годам лишения свободы по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти) за публикации в социальных сетях. В ходе рассмотрения дела было установлено, что Соколов опубликовал в соцсети "Одноклассники" изображение с текстом, возбуждающим ненависть к русским, а в Facebook – видеоролики с ксенофобными комментариями, призывающими, в частности, к насилию над темнокожими. Мы считаем этот приговор частично неправомерным. В материалах дела отражено, что обнаруженная на странице Соколова в "Одноклассниках" картинка с текстом проукраинской направленности, содержавшим призыв к убийству россиян сохранилась в папке "Разное" без всяких пояснений. Следствие и суд не учли тот факт, что в этой соцсети все опубликованные изображения попадают в папку "Разное" автоматически, сам же репост Соколов снабдил критическим комментарием.

    В середине января СК переквалифицировал обвинение по делу петербургской националистки Дины Гариной, которую за речь на митинге обвиняли по ч. 1 ст. 282 в возбуждении ненависти по признаку происхождения, а также в отношении социальной группы "сотрудники центра «Э»". После того, как суд вернул дело прокурору, а прокурор потребовал от следствия устранить нарушения, действия Гариной квалифицировали по ст. 319 УК (оскорбление представителя власти), срок давности привлечения к ответственности по которой истек. Выступление Гариной, на наш взгляд, содержало оскорбления и расистские высказывания, приписывающие сотрудникам центров "Э" иноэтническое (нерусское, смешанное) происхождение, а также "генетическую ненависть" к русским. Тем не менее, мы сомневались в обоснованности уголовного преследования Гариной по ст. 282 УК: сотрудники правоохранительных органов не должны считаться уязвимой социальной группой, нуждающейся в особой защите от проявлений ненависти; объект возбуждения национальной ненависти в высказываниях Гариной представлялся нам расплывчатым, а призывов к насилию ее слова не содержали.


    В конце месяца под домашний арест был отправлен активист из Подмосковья Вячеслав Горбатый, которого обвинили в участии в экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК) и ее финансировании (ч. 1 ст. 282.3 УК). По версии следствия, 58-летний житель Черноголовки, будучи лидером подмосковной ячейки ИГПР "ЗОВ", продолжавшей деятельность запрещенной "Армии воли народа" (АВН), собрал 143 тыс. рублей на деятельность организации. "Армия воли народа", организация сталинистско-националистического толка, неоднократно замеченная в ксенофобной пропаганде, была признана экстремистской в 2010 году. Мы полагаем, что это решение было неправомерным, поскольку опиралось лишь на запрет листовки "Ты избрал – тебе судить!", который нам представляется необоснованным. Соответственно, неправомерными мы считаем и вынесенный в 2017 году приговор руководителям ИГПР "ЗОВ", и преследование ее членов.


    Отдельного внимания заслуживают попытки органов власти апеллировать к антиэкстремистскому законодательству в спорах о положении национальных языков субъектов федерации. В середине января прокуратура Башкортостана вынесла предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности Конгрессу башкирского народа (КБН) за лозунги, звучавшие на митинге в защиту башкирского языка. КБН рассматривает действия прокуратуры как давление в свете приближающихся выборов.

    В конце месяца Всетатарскому общественному центру (ВТОЦ) не удалось оспорить в одном из районных судов Казани предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенное в октябре прокуратурой Татарстана. Претензии ведомства к организации, на наш взгляд, не имели никакого отношения к борьбе с экстремизмом, так как касались исключительно позиции ВТОЦ по вопросу статуса татарского языка и его использования в делопроизводстве


    Активист Союза татарской молодежи "Азатлык" Батырхан Агзамов, участвовавший в Казани в митингах в поддержку обязательного преподавания татарского в республике, сообщил, что в отношении него возбудили административное дело по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) за публикацию коллажа с ополченцем Донбасса, которому вручают нашивку с коловратом. В материалах дела присутствуют экспертиза, подтверждающая сходство коловрата со свастикой, и упоминается включенное в Федеральный список экстремистских материалов изображение, составной частью которого является коловрат. Между тем, Агзамов не пропагандировал нацизм: опубликованная картинка, напротив, обличала ополченцев в националистических взглядах. Кроме того, если некое изображение запрещено, это совсем не означает, что запрещены все его элементы в отдельности.


    В двух других случаях неправомерного, на наш взгляд, применения ст. 20.3 КоАП, о которых мы узнали в январе, объектами внимания правоохранительных органов становились волонтеры штабов Алексея Навального. В Петрозаводске комиссия по делам несовершеннолетних по процедурным основаниям отказалась рассматривать такое дело, возбужденное в отношении семнадцатилетнего Даниила Сметанского, который в 2013 году опубликовал в соцсети "ВКонтакте" картинку с Путиным и Гитлером со свастикой на рукаве. Суд в Архангельске по той же статье оштрафовал на 1 тыс. рублей 59-летнего Михаила Листова. В вину ему поставили две публикации в соцсети "ВКонтакте", сделанные в 2016 году: снимка 1945 года, на котором советские солдаты бросают на Красной площади нацистские знамена во время парада Победы, и кадра из вызвавшего скандал танцевального шоу на телеканале "Россия 1", один из участников которого выступал в нацистской форме. В обоих случаях авторы публикаций не пропагандировали нацистскую идеологию.


    Федеральный список экстремистских материалов пополнился материалом, запрет которого мы считаем явно неправомерным. Под номером 4342 в список был добавлен текст песни "Убивай космонавтов" группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля". Он был признан экстремистским 16 октября 2017 года Благовещенским городским судом Амурской области. Суд не принял во внимание, что эта песня, как и большинство других в репертуаре "Ансамбля", имеет очевидно юмористический характер: авторы высмеивают мракобесие, присущее православным радикалам, и восприятие науки через призму примитивной религиозности. С нашей точки зрения, никакой опасности для общества данное произведение не представляет: трудно представить, что содержащиеся в тексте призывы убивать космонавтов за то, что они "лезут на небо" или предложение запретить научный прогресс могут быть всерьез восприняты даже самой радикальной аудиторией.


    Преследование религиозных организаций и верующих

    Продолжились преследования сторонников исламистской партии "Хизб ут-Тахрир", которая признана в России террористической. Приволжский окружной военный суд в конце декабря и в январе вынес приговоры по делам четырех из пяти фигурантов дела «казанской ячейки» партии: Марат Диндаров и Ибрагим Шавкатов были приговорены к семи и шести годам колонии общего режима соответственно за участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК), семь лет лишения свободы по той же статье получил казанец Рамиль Гатауллин, а Амир Хакимуллин был осужден за организацию деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК; по некоторым данным – также и за участие в ней) и приговорен к 17 годам колонии строгого режима и ограничению свободы на год. Мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в террористических преступлениях только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.).


    Преследование за антирелигиозные высказывания

    В середине месяца мировой суд в Сочи прекратил уголовное дело против Виктора Ночевнова, ранее осужденного по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Ночевнов в августе 2017 года был приговорен к штрафу в размере 50 тыс. рублей, но в октябре районный суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. Сочинца обвиняли в републикации в соцсети серии карикатурных изображений Христа. Мы выступали против уголовного преследования Ночевнова. С нашей точки зрения, не имеющее юридического смысла определение "оскорбление чувств верующих" вообще должно быть удалено из УК.

    В конце месяца нам стало известно, что еще в сентябре 2017 года на 30 тыс. рублей по ч. 2 ст. 5.26 КоАП (осквернение предметов религиозного почитания) был оштрафован новгородский музыкант Даниил Сукачев, а в ноябре соответствующее решение мирового судьи подтвердил районный суд. Сукачев опубликовал в соцсети "ВКонтакте" видеоклип на песню польской блэк-метал-группы "Batushka" ("Батюшка"), в котором использовались кадры православного богослужения, обработанные в видеоредакторе с наложением различных эффектов (языков пламени, дыма и т. п.). Мы считаем преследование новгородца неправомерным: он не создавал видео, а лишь выложил его на страницу в соцсети, но и при создании клипа осквернения предметов культа как такового не происходило.