Неправомерный антиэкстремизм в октябре 2016 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в октябре 2016 года.

Нормотворчество

7 октября Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий усиление ответственности интернет-провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке страниц на основании сведений, полученных от Роскомнадзора. Законопроект вводит в КоАП новую статью 13.32, по которой за неисполнение обязанностей по блокировке и разблокировке сайтов должностные лица подвергаются штрафу в размере от трех до пяти тысяч рублей, индивидуальные предприниматели - от 10 до 30 тысяч, юридические лица - от 50 до 100 тысяч рублей.

Отметим, что 10 октября комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал отклонить в первом чтении законопроект сенатора Виктора Озерова о наделении прокуроров субъектов федерации, а не только Генеральной прокуратуры, полномочиями по составлению требований о блокировках сайтов по "закону Лугового". Правительство также дало отрицательный отзыв на законопроект.



Уголовное преследование

В начале октября Пресненский суд Москвы признал блогера и медиаменеджера Антона Носика виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) за публикацию в его блоге в "Живом журнале" в октябре 2015 года записи под названием "Стереть Сирию с лица Земли". Носик приговорен к штрафу в размере 500 тысяч рублей; защита обжаловала приговор. Носик в своем посте призвал проводить ковровые бомбардировки сирийской территории до полного разрушения гражданской инфраструктуры страны и оценил гибель мирных жителей, в том числе детей, как заслуженную. Мы считаем, что высказывания Носика действительно содержали призывы к грубым нарушениям гуманитарного права, фактически – к военным преступлениям, а также утверждения о неполноценности сирийцев, и потому могли возбуждать вражду по отношению к этому народу. Однако, с нашей точки зрения, необходимости в уголовном преследовании блогера не было в силу того, что общественная опасность его высказываний была невелика: враждебное отношение к сирийцам не имеет большого распространения в современном российском обществе, а что касается призывов к бомбардировкам, то они обращены к правительствам стран, на решения которых мнение Носика не оказывает никакого воздействия.

Дзержинский районный суд Ярославля приговорил местного жителя к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком один год. Он был признан виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды по признаку принадлежности к социальной группе). Он был признан виновным в том, что в июле 2015 года разместил в свободном доступе на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" "тексты, которые содержали информацию, направленную на возбуждение ненависти и вражды по отношению к сотрудникам правоохранительных органов и противникам фашизма". Мы считаем этот приговор неправомерным, поскольку сотрудники правоохранительных органов и антифашисты не относятся к уязвимым группам населения, нуждающимся в защите по ст. 282 УК. Кроме того, мы считаем, что неопределенное понятие социальной группы вообще должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей УК.

В середине октября стало известно о том, что аналогичное дело было возбуждено в отношении главы вологодского отделения Партии Прогресса Евгения Доможирова. Доможиров опубликовал у себя на сайте материал, в котором в резких выражениях охарактеризовал вологодских полицейских: последние, приехав к нему домой для проведения обыска, во время произошедшей перепалки повредили руку его матери. По факту этой публикации против Доможирова было возбуждено дело по ст. 282 УК об унижении достоинства лиц по признаку принадлежности к социальной группе. Помимо прочего, мы выступаем за то, чтобы унижение достоинства было выведено из УК в КоАП как правонарушение небольшой тяжести. Отметим также, что истинной причиной преследования Доможирова (против него также было возбуждено дело по ст. 319 УК о публичном оскорблении представителя власти), вероятно, является его оппозиционная и антикоррупционная деятельность.

В начале месяца СУ СК по Курской области прекратило за отсутствием состава преступления дело против депутата областной Думы и главного редактора газеты "Народный журналист" Ольги Ли по ч. 1 ст. 282 УК. Подробнее о деле Ольги Ли можно прочесть здесь.



В конце октября Кавказский окружной военный суд признал имама мечети "Восточная", председателя совета имамов Хасавюрта Магомеднаби Магомедова виновным по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичные призывы к терроризму или его оправдание) и ч. 1 ст. 282 УК и приговорил его к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Защита Магомедова намерена обжаловать приговор. Имама обвинили в том, что "5 февраля в поселке Восточном Хасавюрта в мечети он призывал к осуществлению террористической деятельности и публично оправдывал терроризм". Проповедь Магомедова была посвящена закрытию салафитских мечетей в республике. Имам заявил о недопустимости дальнейшего давления на салафитов со стороны силовиков, а также призвал членов общины быть сплоченными и мирными путями добиваться защиты своих прав. Напомним также, что Правозащитный центр "Мемориал" признал Магомедова политическим заключенным, поскольку поводом для обвинения против него послужила проповедь с критикой властей, в которой не содержалось никаких опасных призывов.

В начале месяца в Барнауле был задержан местный житель, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч. 1.1 ст. 282.2 УК (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации). По версии следствия, задержанный в мае 2015 года организовал в Барнауле молельную комнату и склонял жителей Барнаула и Новосибирска к участию в деятельности запрещенного религиозного объединения "Таблиги Джамаат".

Девять человек были задержаны в двадцатых числах октября по подозрению в сотрудничестве с "Таблиги Джамаат" в Татарстане по делу, возбужденному по ч. 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). В рамках расследования этого дела сотрудники республиканских управлений ФСБ, СУ СК и МВД провели обыски по десяткам адресов в разных регионах республики. Напомним, движение "Таблиги Джамаат" занимается пропагандой ислама и не было замечено в каких-либо призывах к насилию, его запрет и преследование его сторонников мы считаем неоправданным.



В середине месяца в Строгановке и Каменке (пригороды Симферополя) в рамках расследования уголовного дела по ст. 205.5 УК по подозрению в сотрудничестве с религиозной партией "Хизб ут-Тахрир", которая запрещена в России как террористическая, были задержаны и затем арестованы пятеро мусульман. Напомним, мы считаем, что обвинение членов "Хизб ут-Тахрир" в пропаганде терроризма только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) и преследование их по антитеррористическим статьям неправомерно.



Административное преследование, запрет материалов и ликвидация организаций за экстремизм

В октябре нам стало известно, что по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения были привлечены к ответственности три человека и три организации. В Башкортостане председатель совета местной мусульманской религиозной организации "Махалля" села Имай-Кармалы был оштрафован после того, как в мечети села была обнаружена книга "Будущее принадлежит нам" Сейида Кутба.

Остальные случаи неправомерного преследования касаются Свидетелей Иеговы: к ответственности были привлечены двое верующих из Ивановской области (еще в сентябре) и Карачаево-Черкесии, оштрафованы местные организации Свидетелей Иеговы в Петрозаводске и Костомукше (Республика Карелия), привлечена к ответственности община Чапаевска (Самарская область). Отметим, что в Пензенской области последователь Свидетелей Иеговы был оправдан: суд счел не доказанным факт массового распространения и массового чтения экстремистских материалов в ходе молитвенного собрания.

Кроме того, в середине месяца Ленинградский областной суд отказался признать экстремистскими две брошюры Свидетелей Иеговы "Конец близок" и "На что надеяться бездомным и бедным", изъятые таможней в марте 2015 года.

В те же дни суд Еврейской автономной области вынес решение о запрете местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Биробиджане как экстремистской. Поводом послужило то, что глава общины был дважды, в 2015 и 2016 году, оштрафован по ст. 20.29 КоАП, а кроме того организации было вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. В 2016 году верующие заявляли, что литература была им подброшена, и пытались обжаловать постановление об административном наказании главы общины. Решение не вступило в силу и может быть обжаловано в Верховном суде РФ.

Также в середине октября Тверской районный суд Москвы отказал Свидетелям Иеговы в их требовании признать незаконным предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесенное Генпрокуратурой РФ в адрес Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России. Напомним, согласно федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности", если предупреждение не будет признано судом незаконным, а указанные в предупреждении прокуратуры нарушения не будут устранены, либо если в деятельности Управленческого центра Свидетелей Иеговы обнаружатся новые признаки экстремистской деятельности, организация подлежит ликвидации, что создает угрозу полного запрета деятельности Свидетелей Иеговы в России.

Мы рассматриваем ликвидацию организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов как религиозную дискриминацию.



В конце октября житель Санкт-Петербурга был приглашен в СК из-за репоста репродукции картины художника Васи Ложкина в соцсети. Как выяснилось, репродукция картины Васи Ложкина (настоящее имя - Алексей Куделин) "Великая прекрасная Россия" была признана экстремистской еще в январе 2016 года Октябрьским районным судом Новосибирска вместе с тремя другими изображениями и позже внесена в Федеральный список экстремистских материалов. Запрещенная репродукция картины Ложкина представляет собой карту, на которой Россия подписана как "Великая прекрасная Россия", а территории сопредельных государств обозначены пейоративными этнонимами или унизительными характеристиками населяющих их народов. Московский предприниматель Алексей Ходорковский, являющийся обладателем прав на использование картины Васи Ложкина, обжаловал решение о запрете ее репродукции. Это решение суда стало неожиданностью для автора картины и ее правообладателя, поскольку они не были поставлены в известность о судебном процессе, хотя он напрямую затрагивал их интересы. Картина Ложкина - сатирическое произведение, высмеивающее квасной патриотизм и ксенофобию, и его признание экстремистским мы считаем неправомерным.



В Республике Марий Эл в конце октября местный житель был оштрафован на тысячу рублей по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики). Как указывает прокуратура, в 2014 году он разместил на своей странице в соцсети "ВКонтакте" два изображения с нацистской символикой. В обоих случаях речь шла о картинках с современными политиками в образах нацистов, то есть символика использовалась как средство критики политических оппонентов, а не с целью пропаганды нацистской идеологии, а в этом случае, с нашей точки зрения, преследование неправомерно. К сожалению, наше представление о законности в данном случае расходится с позицией судебной системы вплоть до Конституционного суда.

В период с конца сентября по конец октября Бахчисарайский районный суд оштрафовал по ч. 1 ст. 20.28 КоАП (участие в деятельности общественного объединения, деятельность которого приостановлена) девять членов Меджлиса крымскотатарского народа, запрет которого как экстремистской организации был утвержден Верховным судом РФ в конце сентября. Протоколы в отношении десяти членов Меджлиса были составлены в сентябре, до решения ВС. В конце месяца были оштрафованы руководители организации Али Хамзин и Ильми Умеров, а в октябре — еще семь членов Меджлиса. Напомним, мы считаем, что запрет Меджлиса не имеет весомых оснований, обусловленных деятельностью организации, он продиктован политическими мотивами. С нашей точки зрения, это решение не только неправомерно, но и политически опрометчиво, поскольку способно спровоцировать обострение межэтнических отношений на полуострове.