Неправомерный антиэкстремизм в сентябре 2016 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в сентябре 2016 года.


Нормотворчество

В начале сентября 2016 года, в разгар предвыборной кампании, депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий включение в УК новой статьи об оскорблении чувств ветеранов. При этом диспозиция первой части статьи касается совершенного в целях оскорбления ветеранов "умышленного искажения информации о Великой Отечественной войне, … либо уничижения или умаления подвига военнослужащих Вооруженных Сил СССР" (за исключением случаев, предусмотренных статьей 354.1 УК о реабилитации нацизма), вторая часть посвящена "демонтажу, уничтожению или повреждению памятников Великой Отечественной войны", а в третью часть включены те же деяния, совершенные либо с использованием служебного положения, либо ранее судимыми по этой статье. В качестве наказаний депутаты предложили крупные штрафы, обязательные, исправительные и принудительные работы. Верховный суд и правительство России дали на законопроект отзывы, в которых указали, что снос памятников может быть квалифицирован по целому ряду уже существующих статей УК, а в первой части статьи состав преступления не определен точно. Мы можем добавить к этому, что предлагаемая статья в значительной степени дублирует по смыслу существующую статью 354.1 УК и что как предложенная статья, так и существующая явно ограничивают историческую дискуссию и угрожают свободе слова. 

В середине сентября Конституционный суд России опубликовал определение, вынесенное по жалобе барнаульского оппозиционного активиста Антона Подчасова на механизм функционирования списка Росфинмониторинга. Согласно закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", лица и организации, причастные к экстремистской деятельности (даже находящиеся в статусе подозреваемого), вносятся Росфинмониторингом в специальный список, после чего банки обязаны блокировать их счета и финансовые операции. Суд отклонил жалобу Подчасова, заявив, что речь идет лишь о предупредительной мере, не связанной с лишением собственности, которая применяется временно и может быть обжалована через суд. Кроме того, КС указал на то, что фигуранты списка имеют право использовать социальные выплаты, не ограничены в тратах на уплату налогов, штрафов и обязательных платежей, а также могут тратить на свои нужды до 10 тысяч рублей в месяц на члена семьи из выплачиваемой им зарплаты. Нам блокировка счетов и финансовых операций фигурантов дел об экстремизме кажется чрезвычайно жесткой мерой: было бы достаточно следить за счетами "экстремистов". Кроме того, мы считаем, что подобные санкции против подозреваемых противоречат принципу презумпции невиновности.


Уголовное преследование

В начале сентября было возбуждено уголовное по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) и ч. 2 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих в местах, специально предназначенных для проведения богослужений) в отношении екатеринбургского блогера Руслана Соколовского. Он был арестован, но областной суд изменил ему меру пресечения на домашний арест. Поводом для преследования Соколовского послужили три опубликованных им видеоролика. В одном из них блогер играет в Pokemon Go на своем телефоне в православном храме, в другом комментирует историю с ловлей покемонов, в третьем рассказывает об опубликованной на сайте патриархии статье "Если вы хотите замуж, нужно не просто об этом вздыхать, а готовиться". Второй и третий ролики изобилуют сквернословием и унизительными характеристиками религии в целом, православия и православных, однако не содержат никаких опасных призывов. Мы считаем, что унижение достоинства должно быть вынесено из состава ст. 282 УК и перенесено в КоАП, поскольку оно не представляет серьезной опасности для общества. Применение ст. 148 УК в связи с ловлей покемонов в храме и вовсе неуместно: ни один из посетителей храма не заметил действий блогера и тем более не пострадал от них, не было нанесено никакого ущерба предметам культа, а видеоролик никак не покушался на сакральное пространство.

В Москве рэпер Давид Нуриев, известный как Птаха, стал фигурантом уголовного дела о возбуждении ненависти либо вражды в отношении "группы лиц, объединенной по признаку "оказание помощи правоохранительным органам в розыске и задержании преступников", и являющихся представителями общественной организации "Антидилер" (ч. 1 ст. 282 УК). Дело связано с речью Птахи о движении "Антидилер", которую он произнес 23 сентября 2015 года в клубе "16 тонн". Рэпер находится под подпиской о невыезде. Преследование Нуриева за эту речь мы считаем неправомерным: в ней можно обнаружить оскорбления в адрес активистов "Антидилера" и призыв к противоправным действиям - порче их имущества, но не призывы к насилию. Кроме того, мы полагаем, что лица, оказывающие помощь правоохранительным органам, не являются уязвимой социальной группой, требующей защиты в виде антиэкстремистского законодательства. Мы вообще убеждены в том, что неясное понятие "социальная группа", которое является источником для злоупотреблений, должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей.

В Туле следствие сообщило о завершении расследования в отношении 29-летнего местного жителя, который обвиняется по ч. 1 ст. 282 УК. Следователи считают, что он на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" разместил 10 материалов, "унижающих достоинство ветеранов Великой Отечественной войны и бойцов Красной Армии", и оправдывающих идеологию нацистской Германии. Признание ветеранов войны и бойцов Красной армии уязвимой социальной группой, нуждающейся в защите антиэкстремистского законодательства, нам кажется сомнительным.

 

В сентябре продолжились преследования сторонников "Хизб ут-Тахрир". В начале сентября был вынесен приговор четырем севастопольским мусульманам: Руслан Зейтуллаев был признан виновным по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации) и приговорен Северо-Кавказским окружным военным судом к семи годам заключения в колонии общего режима, а Ферат Сайфуллаев, Рустем Ваитов и Юрий (Нури) Примов были приговорены к пяти годам колонии общего режима каждый по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации).

В конце месяца Московский окружной военный суд вынес приговор в отношении гражданина Таджикистана Абдулазиза Усмонова. Он был признан виновным по ч. 2 ст. 205.5 УК и приговорен к четырем годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима.

В конце сентября стало известно, что направлено в суд дело последователя "Хизб ут-Тахрир" из Нижневартовска, который обвиняется, помимо ч. 2 ст. 205.5, и по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти). По мнению следствия, он не только принимал участие в деятельности запрещенной организации, но и размещал в соцсети ксенофобные видеозаписи (по разным данным, они были направлены против представителей определенной национальности либо против сотрудников полиции и христиан).

В те же дни следователи объявили о возбуждении уголовного дела по чч. 1 и 2 ст. 205.5 УК в отношении восьми жителей Татарстана: Едгоржона Абдумуминова, Ильнара Валиуллина, Камиля Михайлова, Марата и Рената Шаммасова, Марата Давлетшина, Зульфата Сафина и Булата Махмутова. Они обвиняются в создании ячейки "Хизб ут-Тахрир" в Зеленодольском районе республики и участии в ней.

Преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по антитеррористическим статьям только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) мы считаем неправомерным.


Административное преследование и запрет организаций за экстремизм

В сентябре традиционно привлекали внимание правоохранительных органов Свидетели Иеговы. В начале месяца главное управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области приостановило деятельность местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Биробиджане и подало в суд иск о ее ликвидации за осуществление экстремистской деятельности. Ранее в текущем году руководитель общины был оштрафован по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) после того, как в помещении организации были обнаружены десять запрещенных изданий. Это был как минимум второй штраф, наложенный на главу общины, а в 2014 и 2015 годах биробиджанская организация Свидетелей Иеговы получала предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности.

В начале месяца стало известно, что прокуратура объявила предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности организации Свидетелей Иеговы в Новороссийске. Это произошло после того, как член общины был оштрафован по ст. 20.29 КоАП.

В конце сентября аналогичное предупреждение получила община Свидетелей Иеговы в Саранске, ранее оштрафованная на 100 тысяч рублей за хранение экстремистских материалов в целях массового распространения.

Мы считаем неправомерными запрет материалов Свидетелей Иеговы, преследование верующих за их распространение и ликвидацию организаций Свидетелей Иеговы за осуществление экстремистской деятельности.

 

Не прекращались в сентябре и неправомерные преследования мусульман. В середине месяца стало известно, что в июле Самарский областной суд принял решение о ликвидации религиозной группы "Мечеть Мирмамеда" из Чапаевска за осуществление экстремистской деятельности, и теперь верующие обжалуют это решение в Верховном суде. В начале года имам мечети Ильгар Гусейнов получил предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, а затем был дважды оштрафован по ст. 20.29 КоАП: сначала за публикацию в соцсети запрещенного фильма "Чудеса Корана", а затем - за хранение в мечети в целях распространения сборника молитв "Крепость мусульманина". Оба запрета мы считаем неправомерными, поэтому и решение о запрете религиозной группы, с нашей точки зрения, неправомерно.

За распространение упомянутой книги "Крепость мусульманина" в сентябре был оштрафован на 2 тыс. рублей по ст. 20.29 КоАП житель города Чудово Новгородской области.

В конце месяца в Иркутске по той же статье был оштрафован на 1 тыс. рублей гражданин Таджикистана Равшан Суллаймонов, опубликовавший в соцсети "ВКонтакте" видеозапись с лекцией исламского проповедника Халида Ясина "Чуждые", которая была признана экстремистской в 2012 году. Мы считаем запрет этой видеозаписи неправомерным: лектор, хотя и противопоставляет исламскую религиозность искушениям современного мира и западной цивилизации, не проповедует насильственный путь разрешения конфликта.

 

В конце сентября в Бахчисарае были привлечены к административной ответственности в виде штрафов руководители Междлиса крымскотатарского народа Али Хамзин и Ильми Умеров. Они были признаны виновными в участии в деятельности общественного объединения, деятельность которого приостановлена (ч. 1 ст. 20.28 КоАП). В те же дни Верховный суд России утвердил решение Верховного суда Республики Крым о признании Меджлиса экстремистской организацией. Мы считаем, что запрет Меджлиса не имеет весомых оснований, обусловленных деятельностью организации, он продиктован политическими мотивами. С нашей точки зрения, это решение не только неправомерно, но и политически опрометчиво, поскольку способно спровоцировать обострение межэтнических отношений на полуострове.

 

В конце сентября правоохранительные органы прервали собрание последователей китайской духовной практики Фалуньгун, проходившее в Московской области. В отношении организаторов был составлен протокол по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики). С нашей точки зрения, преследование последователей Фалуньгун по этой статье неправомерно: эмблема духовной практики содержит знак, напоминающий нацистскую свастику, но закрученный в другую сторону. Свастика вообще является распространенным на Востоке солярным символом, а эмблема Фалуньгун не имеет отношения к европейскому нацизму.

 

Кроме того, в сентябре нам стало известно еще о нескольких случаях неправомерного применения ст. 20.3 КоАП. В Сочи по этой статье был оштрафован на 1 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения продавец немецкого шлема 1940 года выпуска, разместивший его фотографию на доске объявлений в интернете. Мы считаем, что эту статью следует применять не к антикварам, а к современным производителям и распространителям предметов с нацистской и неонацистской символикой, а конфискация и тем более уничтожение предметов антиквариата нецелесообразны.

В Красноярске активист ПАРНАСа Евгений Бахотский сообщил по преследовании по ст. 20.3 КоАП за публикацию в соцсети коллажей с изображением Владимира Путина в форме СС и с изображением Путина с усами Адольфа Гитлера и подписью "Вон из Украины". Если распространенная оппозиционером информация полна, то его преследование, с нашей точки зрения, неправомерно. Мы выступаем за учет контекста демонстрации нацистской символики, а в данном случае цель пропаганды нацистской идеологии отсутствует.

В Тульской области Чернский районный суд оштрафовал местного жителя Илкина Нурахмедова на 2 тысячи рублей за публикацию в соцсети "ВКонтакте" видеозаписи "Вся правда об ИГИЛ" с символикой этой запрещенной организации. Ни один из доступных в интернете роликов под таким названием не является пропагандистским видео "Исламского государства", а все остальные материалы, публикуемые Нурахмедовым на странице в соцсети, определенно не имеют отношения к исламистской пропаганде. С нашей точки зрения, бороться с демонстрацией символики запрещенных организаций следует только в том случае, когда речь идет о пропаганде их деятельности, поэтому преследование Нурахмедова мы склонны расценивать как неправомерное.