Неправомерный антиэкстремизм в феврале 2015 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в феврале 2015 года.

Нормотворчество

В начале февраля 2015 года стало известно, что Минкомсвязи разработало законопроект о внесении в закон о СМИ поправок, касающихся работы иностранных СМИ на территории РФ. Предлагается ввести в закон основания для отказа зарубежным печатным периодическим СМИ в выдаче разрешения Роскомнадзора на работу в России или отзыва такого разрешения. Основаниями для отказа в выдаче или отзыва разрешения, с точки зрения неизвестных авторов законопроекта, должны являться, в частности, наличие недостоверной информации или несоответствие материалов требованиям закона о противодействии экстремизму. Отметим, что действие российского законодательства о противодействии экстремизму и так распространяется на все работающие в России периодические издания, включая зарубежные, но вот закрыть последние все же невозможно, и законопроект отчасти заполняет эту "лакуну". Важна также новация о "недостоверной информации в издании".

В конце февраля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) предлагается дополнить частью пятой, вводящей для юридических лиц штрафы за "производство и выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности". Размер штрафов предусматривается от 100 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Исключения предусмотрены для составов правонарушений ст.ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, за которые ответственность уже установлена. Фактически, речь идет о создании административной альтернативы целой серии "пропагандистских" статей УК, что можно было бы даже приветствовать. Но проблема в том, что процедура осуждения по КоАП гораздо проще, чем по УК, что позволяет опасаться серьезных злоупотреблений.

Уголовное преследование

В конце января 2015 года стало известно об уголовном деле по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) в отношении чувашского активиста РПР-ПАРНАС Дмитрия Семенова, с него взята подписка о невыезде. По версии следствия, Семенов распространял на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" карикатуру на Дмитрия Медведева в папахе, сопровожденную надписью "Смерть русской гадине". Сам Семенов утверждает, что вообще разместил на своей странице демотиватор, ставший поводом для возбуждения уголовного дела, случайно: его привлекла цитата из Матвея Ганапольского, скопировавшаяся вместе с иллюстрацией. Инкриминируемый Семенову демотиватор довольно широко распространен в интернете. Смысл его довольно темен: одно из возможных толкований - что премьер-министр проводит антирусскую политику. Однако и в таком случае этот демотиватор не может толковаться как призыв к действию.

В конце февраля стало известно, что Домодедовский суд Москвы прекратил дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) в отношении  IT-специалиста Романа Матвеева в связи с истечением срока давности. Напомним, Матвеева обвиняли в том, что в 2012 году он опубликовал на городском форуме Домодедова, в ветках "Православие", "РПЦ (в комиксах)" и "Атеизм", семь демотиваторов на религиозную тему.  Мы считаем, что преследование Матвеева было неправомерным, поскольку речь шла о публикации картинок сатирической направленности, не содержащих никаких подстрекательских призывов.

В конце месяца Ленинский районный суд Ульяновска признал троих местных жителей виновными в организации ячейки запрещенного в России религиозного объединения "Нурджулар" и участии в ее деятельности . Багир Казиханов был приговорен по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в колонии общего режима, Александр Мелентьев был приговорен по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации) к 1 году 8 месяцам лишения свободы, Степан Кудряшов получил по той же части статьи 2 года лишения свободы условно. Как утверждает прокуратура, все трое "формировали группы с позитивным восприятием смерти в сочетании с готовностью к самопожертвованию во имя интересов учения и нарушения территориальной целостности государства". Напомним, мы считаем неправомерным преследование мусульман, изучающих труды турецкого богослова Саида Нурси, не содержащие пропаганды ненависти и не представляющие никакой опасности. В России никогда не существовало никакой единой организации последователей Нурси; запрет "Нурджулар" был запретом организации-фантома. Если ранее верующие, изучающие труды Нурси, почти никогда не получали реальных сроков, теперь, в связи с ужесточением антиэкстремистского законодательства, ситуация изменилась.

В начале февраля стало известно, что в Уфе и в населенных пунктах Уфимского и Чишминского районов Башкирии сотрудниками ФСБ в рамках уголовного дела  по ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации и участие в ней) задержаны более 20 мусульман, подозреваемых в принадлежности к "Хизб ут-Тахрир". По сообщению правоохранительных органов, в ходе проведенных обысков была изъята экстремистская литература (какая именно, не указано), листовки и электронные носители. Среди задержанных были Рустем Латыпов, руководитель общественного Центра исследований проблем мусульман, и лидер движения "За права мусульман" Линар Вахитов. Напомним, мы считаем, что обвинение членов "Хизб ут-Тахрир" в пропаганде терроризма только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) и преследование их по антитеррористическим статьям неправомерно.

Административное преследование

В феврале нам стало известно о неправомерном, с нашей точки зрения, административном преследовании 12 человек.

 По ст. 20.29 КоАП за массовое распространение экстремистских материалов или их хранение с целью распространения были привлечены четыре человека. Было возбуждено дело против заключенного одной из колоний в Адыгее, который знакомил товарищей с книгой, входящей в "оренбургский список" (см. ниже). Книга из того же списка была обнаружена в мечети исправительной колонии в Свердловской области, дело против сотрудника колонии было заведено еще в январе, в феврале он был оштрафован на 2000 рублей. Имам из поселка Айхал в Якутии был оштрафован на 3000 рублей за то, что в мечети были обнаружены две неправомерно запрещенные книги Османа-Нури Топбаша из серии "История пророков". Антифашист и активист Левого фронта из города Щекино Тульской области выложил на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" аудиозапись запрещенной песни "Никаких шансов для марксистов" неонацистской группы "Коловрат" и был оштрафован на 2000 рублей, хотя он явно не одобрял эту песню.

Отметим, что в феврале защита четырех жителей Татарстана, оштрафованных в 2014 году по ст. 20.29 КоАП за размещение в социальных сетях явно неправомерно признанного экстремистским ролика "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002", подала жалобы в ЕСПЧ. Заявители считают, что были нарушены ст. 6 (право на справедливый суд), ст. 10 (свобода выражения мнений) и ст. 13 (эффективное средство правовой защиты) европейской Конвенции по правам человека.

В феврале сотрудники правоохранительных органов неоднократно без должных оснований преследовали граждан по ст. 20.3 КоАП за пропаганду и демонстрирование нацистской символики или символики экстремистских организаций. Четыре человека – житель Улан-Удэ, саратовский антифашист, вышеупомянутый активист Левого фронта из Щекино, блогер и активист татарского национального движения из Татарстана (последний получил десять суток административного ареста) – были привлечены к ответственности за демонстрирование свастики при отсутствии пропагандистского умысла.

Владелец одного из волгоградских компьютерных клубов был оштрафован на 5000 рублей по ч. 2 ст. 6.17 КоАП (нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию), поскольку доступ в клуб был открыт для всех возрастных групп, а контент-фильтры на компьютерах отсутствовали, так что несовершеннолетние могли знакомиться с запрещенной информацией, включая экстремистские материалы. Нарушения законодательства были устранены по требованию прокуратуры. Напомним, мы считаем, что установка фильтров в компьютерных клубах и интернет-кафе неправомерно ограничивает права взрослых пользователей.

В конце месяца стало известно, что прокуратура Новосибирска возбудила дело по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение) в отношении театрального режиссера Новосибирского театра оперы и балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича. Дело возбуждено после обращения митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" нарушение прав верующих и использование церковной символики "не по назначению". Действие оперы авторы постановки перенесено в современность, рыцарь Тангейзер представлен как кинорежиссер, снявший фильм "Грот Венеры", в качестве одного из героев фигурирует Христос. На наш взгляд, дело возбуждено неправомерно. Использование церковной символики в контексте театрального представления не может считаться ее осквернением.

Запрет и блокировка материалов и различные административные меры

27 февраля 2015 года Оренбургский областной суд удовлетворил апелляционные жалобы на решение Ленинского районного суда Оренбурга от 21 марта 2013 года и снял запрет с 50 из 68 мусульманских материалов. Областной суд удовлетворил жалобу в отношении признания экстремистскими 50 книг, запрет которых оспаривали представители издательств "Новый свет" и "Диля" и двух авторов – Фетхуллаха Гюлена и Шамиля Аляутдинова. Напомним, суд принял скандальное решение о запрете сразу 68 материалов за пятнадцать минут в отсутствие представителей заинтересованных лиц и организаций, так что о решении суда стало известно лишь через несколько месяцев. Среди запрещенных материалов оказались весьма авторитетные религиозные сочинения, и решение суда вызвало бурный протест мусульманского сообщества. В результате, решение удалось оспорить, однако областной суд не приступал к рассмотрению дела два года, в течение которых продолжались преследования верующих и целых общин за распространение запрещенной литературы. С нашей точки зрения, эти люди имеют право на компенсацию ущерба, последовавшего вследствие реализации неправосудного решения.

Запреты религиозной литературы тем временем продолжаются. В начале месяца Верховный суд Республики Татарстан оставил без рассмотрения жалобы семи граждан России на решение Апастовского районного суда о запрете выдержки из хадисов имама аль-Бухари, размещенной на одном из сайтов. В ходе разбирательства стало известно, что запрещена была не 52-я книга хадисов полностью, как ранее предполагали возмущенные верующие, а подборка цитат из хадисов о джихаде (в переводе на английский). Но на том же сайте были размещены и подборки цитат на другие темы, так что, с нашей точки зрения, запрет выдержек из хадисов, тем не менее, был неправомерен. Тема военного джихада может быть неприятна властям и вызывать опасения в обществе, однако она имеет прямое отношение к истории ислама и, разумеется, фигурирует в разнообразных источниках, включая средневековую религиозную литературу. Запрещать любые тексты, где упоминается джихад - занятие, с нашей точки зрения, неоправданное и непродуктивное. Как экстремистские имеет смысл толковать современные опасные провокационные высказывания.

В середине февраля Владимирский областной суд оставил без удовлетворения апелляционные жалобы на решение Октябрьского районного суда Владимира о признании экстремистским материалом фильма "Приставное благочестие". Решение суда вступило в силу. Напомним, в этом фильме, рассказывающем об изъятии в 2012 году у Российской православной автономной церкви мощей прп. Евфимия и Евфросинии Суздальских. Нам не удалось обнаружить в этом получасовом произведении никаких экстремистских высказываний.

Таганский районный суд Москвы в те же дни признал законной блокировку сайта Алексея Навального navalny.com, жалоба Навального была отклонена. Как выяснилось в суде, сайт был заблокирован в связи с постом Навального, в котором он призывал сторонников не выходить на несанкционированный митинг 15 января 2015 года и сообщал об акциях, запланированных на весну. Роскомнадзор руководствовался определением Генпрокуратуры, которая в декабре 2014 года рекомендовала ведомству блокировать сайты с призывами к участию в январской акции, опираясь на положение закона Лугового. Роскомнадзор в суде настаивал на том, что действовал в рамках закона: пусть Навальный и не призывал выходить на акцию 15 января, зато на его сайте содержалась информация о других акциях. Между тем, давать информацию о прошедших акциях даже этот закон не запрещает, а весенний митинг в результате был согласован.

По нашим сведениям, три новостных издания получили в феврале неправомерные предупреждения о недопустимости использования СМИ для осуществления экстремистской деятельности.

В Красноярске прокуратура объявила предупреждения двум редакциям СМИ: периодическому изданию "Городские Новости РФ" и сетевому изданию "Интернет-газета Newslab". Оба издания в материалах от 21 января опубликовали фотографии двух памятников воинам Великой Отечественной войны в Гвардейском парке, на которые вандалы нанесли изображения свастики. В данном случае целью изданий была не пропаганда нацизма, а информирование граждан о совершенном в городе правонарушении.

Портал Infox.ru получил предупреждение от Роскомнадзора за иллюстрацию к заметке двухлетней давности о публикации в "Charlie Hebdo". Роскомнадзор потребовал удалить или отредактировать материал в десятидневный срок. Редакция исполнила требования ведомства, в настоящее время новость доступна лишь в кэше поисковых систем.