Неправомерный антиэкстремизм в январе 2015 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в январе 2015 года.

Нормотворчество

В середине января в Госдуму был внесен подготовленный депутатами Парламента Чеченской Республики законопроект, который предполагает ужесточение наказания за преступления, связанные с терроризмом. Согласно законопроекту, ужесточается уголовная ответственность по ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 206 УК. Сроки лишения свободы должны составить от 15 до 25 лет. Предлагается ввести в качестве дополнительных видов наказаний конфискацию имущества, арест банковского счета с изъятием денежных средств, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград и права на государственное социальное обеспечение. Несколько меняется и положение закона "О противодействии терроризму" о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта. В целом, законопроект по пути в Думу был смягчен практически до неузнаваемости (об изначальной версии инициативы чеченских депутатов можно прочесть здесь). Отметим также, что в начале 2014 года в Госдуму уже был внесен законопроект, ужесточающий наказание для террористов и к тому же предусматривающий наказание для их родственников, о нем мы писали здесь.

Во второй половине месяца Госдума приняла в первом чтении законопроект "о нежелательных иностранных организациях", направленный на расширение так называемого "закона Димы Яковлева". Согласно законопроекту, "деятельность иностранной или международной организации, представляющая угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации". Решение о том, что деятельность какой-либо организации является нежелательной на территории РФ, должна принимать Генпрокуратура при участии МИДа. Далее организацию вносят в особый перечень, вести который должен Минюст. "Нежелательной организации" запрещается создавать отделения на территории России, распространять информацию, организовывать публичные мероприятия и участвовать в них, ее счета и финансовые операции блокируются, представители лишаются права на въезд в страну. В Административный кодекс вводится ст. 20.33 (незаконная организация деятельности иностранной или международной организации на территории Российской Федерации и участие в такой деятельности), карающая российских граждан и организации за участие в деятельности "нежелательной организации" или получение от нее денежных средств. Против тех, кто совершил подобное правонарушение повторно, направлена новая ст. 284.1 УК, предполагающая наказание вплоть до восьми лет лишения свободы. С нашей точки зрения, расплывчатая формулировка, определяющая "нежелательную деятельность" иностранной организации, направлена не против действительно опасных организаций, деятельность которых и так подпадает под действие соответствующего законодательства. Законопроект очевидным образом создает новый рычаг для подавления деятельности в России разнообразных религиозных организаций и организаций-представителей гражданского общества и может послужить основой для масштабных нарушений прав человека. 

Уголовное преследование

В конце декабря было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) председателю Татарского общественного центра Рафису Кашапову, он был взят под стражу. Ему инкриминируется публикация в открытом доступе в соцсети "ВКонтакте" четырех материалов. Все три текста (четвертый материал представляет собой плакат с фотографиями жертв российских военных операций) объединяют идеи солидарности с Украиной и крымскими татарами, незаконности аннексии Крыма и неприятия действий российских властей. С точки зрения авторов экспертизы, они содержат "психологические признаки информации, направленной на возбуждение розни (вражды) в отношении представителей категории "Они/Агрессор" ("новые непризнанные власти полуострова", "российские каратели", "Владимир Путин", "Россия", "россияне", "русские"), выделенной по смешанному признаку". Мы не обнаружили в данных материалах никаких признаков возбуждения этнической ненависти или призывов к военным действиям. Что касается, критики российской власти, не стоит забывать, что, согласно разъяснению Верховного суда относительно практики применения антиэкстремистского законодательства, она не должна рассматриваться как возбуждение ненависти и преследоваться по ст. 282 УК.

В конце января в рамках расследования дела по чч. 1 и 2 ст. 212 УК (организация и участие в массовых беспорядках) был арестован один из лидеров Меджлиса крымско-татарского народа Ахтем Чийгоз. Заметим, что события, послужившие поводом для возбуждения дела – февральские столкновения сторонников и противников присоединения Крыма к России – происходили до этого самого присоединения, то есть не подпадают под юрисдикцию российского суда.

Также стало известно, что в крымский СК из прокуратуры поступили материалы для возбуждения дел по ч. 2 ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России), ч. 2 ст. 239 (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), ч. 2 ст. 282  (возбуждение ненависти либо вражды) и ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности) УК. Подробности обвинений по ст.ст. 239, 280.1, 282, 282.3 УК не известны. Относительно требования прокурора Крыма возбудить в отношении крымскотатарских активистов дела о "сепаратизме", мы считаем, что, во-первых, опасными являются лишь призывы к насильственному сепаратизму, чего крымские татары себе не позволяют, а во-вторых, обвинять людей, которые невольно стали жителями России в том, что они недовольны присоединением, неприемлемо.

В Ижевске было передано в суд уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) в отношении 23-летнего жителя Ижевска Тимура Шоева, который разместил на своей странице в социальной сети "изображение Иисуса Христа, [распятого на кресте], в отношении которого группа людей совершает насильственные действия" (признанное в январе 2014 года экстремистским материалом как унижающее достоинство верующих) и антихристианские комментарии к нему. Содержание комментариев и степень их агрессивности нам, к сожалению, неизвестны, однако сообщается, что картинка сопровождалась надписью с нецензурной бранью. Тем не менее, у нас есть сомнения относительно правомерности этого уголовного дела. Напомним, мы выступаем против криминализации унижения достоинства как такового. Аналогично, мы полагаем неправомерной криминализацию оскорбления религиозных чувств, в частности посредством изображений любой степени грубости. 

 В Самаре в январе был заключен под стражу мусульманин, которому вменяют в вину принадлежность к "Хизб ут-Тахрир". В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к терроризму) и ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации). По версии следствия, в период с 2012 года по апрель 2014 года он участвовал в деятельности партии и размещал в сети Интернетпартии ее видеоролики. Напомним, мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в пропаганде терроризма только на основе их партийной деятельности, в частности, распространения информационных материалов.

Административное преследование

В январе нам стало известно о шести случаях административного преследования, которые мы считаем неправомерными. В Тайшете по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов или их хранение с целью распространения) был оштрафован имам мечети за хранение запрещенной религиозной литературы из пресловутого "оренбургского списка", в Свердловской области за обнаружение книги из того же списка в мечети исправительной колонии возбудили дело против сотрудника колонии, в Новгороде студент из Марокко был оштрафован за публикацию в соцсети ссылки на электронную версию неправомерно запрещенной книги Эльмира Кулиева "На пути к Корану"; в Крыму директор феодосийской библиотеки была оштрафована за то, что в фонде была найдена запрещенная книга о Голодоморе, а директор Керченской Центральной библиотечной системы подвергся штрафу по той же статье из-за отсутствия системы контент-фильтрации на библиотечных компьютерах.

Волгоградец Андрей Девяткин был арестован на семь суток по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) за публикацию в своем "Живом журнале" текста о деятельности главы одного из местных поселков. Текст был  проиллюстрирован демотиватором, на котором к уху чиновника была пририсована сережка в виде свастики. Мы считаем, что Девяткин был наказан неправомерно, поскольку явно не пропагандировал нацизм.

Запрет организаций и материалов и другие государственные меры

В январе стало известно, что в конце декабря 2014 года Верховный суд Республики Карелия принял решение о ликвидации Молодежной правозащитной группы Карелии (МПГ Карелии) и исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Карельское отделение МПГ ликвидировано на основании того, что его учредителем числился Максим Ефимов, включенный в "список Росфинмониторинга" (перечень организаций и лиц, причастных к террористической или экстремистской деятельности) как подозреваемый по делу по ст. 282. Согласно ст. 19 закона "Об общественных объединениях", лицо, включенное в "список Росфинмониторинга", не может быть учредителем общественного объединения.

С нашей точки зрения, дело против Ефимова было возбуждено без должных оснований, но это не единственная причина, по которой мы считаем неправомерной ликвидацию МПГ Карелии. Статус подозреваемого предполагает, что вина еще не доказана. С учетом этого, возможность ликвидации организации представляется нам антиконституционной нормой, которая может быть оспорена в Конституционном суде.

Религиозная организация "Местная религиозная община мусульман Тайшета" получила предупреждение прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму после того, как имам местной мечети был оштрафован по ст. 20.29 КоАП (см. выше). В случае повторного нарушения организация может быть ликвидирована.

В конце месяца Фрунзенский районный суд Владивостока признал книгу Ильи Фальковского и Александра Литого ""Ударные отряды" против Путина" экстремистским материалом. Книга  представляет собой не вполне удачную попытку описания идеологии и деятельности современных российских экстремистов (как представителей радикальных сторонников русского национализма, так и северокавказских боевиков). В издании использовано большое количество документов, обильно цитируются тексты, принадлежащие персонажам исследования (включая листовки БОРН, в том числе и ранее внесенные в список экстремистских материалов). Тем не менее, оправдывающих терроризм высказываний за авторством Фальковского или Литого в книге нет. Следует также заметить, что авторы нигде не выражают солидарности со взглядами и действиями персонажей. На наш взгляд, книга ""Ударные отряды" против Путина" запрещена неправомерно.

В январе Курганский городской суд признал экстремистской книгу Али Мухаммада ас-Саляби "Абу Бакр ас-Сыддик. Первый праведный халиф", посчитав, что она возбуждает ненависть к иноверцам и мусульманам, отошедшим от принципов строгого единобожия. Описывая биографию халифа Абу Бакра, современный исламский богослов и политический деятель ас-Саляби, вполне возможно, сознавал, что сегодняшние исламисты могут вдохновляться историей борьбы первого халифа с вероотступниками и завоевания новых земель. Ас-Саляби пишет о том, что мусульманам следует брать пример с первого халифа (не заостряя, впрочем, внимание на его военной деятельности, а говоря о его праведности в целом). Но никаких прямых призывов к войне с неверными в  книге не содержится. Мы считаем запрет этого труда неправомерным. Невозможно запретить мусульманам писать об истории ислама и его религиозных лидеров, пусть и весьма воинственных. Религиозные войны имели место в истории большинства религий и закономерным образом нашли отражение в духовной литературе. 

В самом конце декабря предупреждения Роскомнадзора получили редакции четырех сайтов - Полит.ру, Бизнес Online, BFM.ru и Медиазоны - за то, что по мнению ведомства, "допустили публикацию материалов, содержащих публичные призывы к изменению основ конституционного строя".  Речь шла о публикации интервью Алексея Навального прессе, которое он дал на выходе из Замоскворецкого суда после вынесения приговора по делу "Ив Роше" 30 декабря 2014 года. Действительно, Навальный в нескольких репликах призвал людей выходить на улицы до тех пор, пока власть, преследующая родственников своих политических оппонентов, не будет "уничтожена" (в одной из фраз) ("отстранена" – в другой). Однако этих нескольких фраз, относящихся к разговорной речи, как нам кажется, недостаточно, чтобы судить о конституционности или неконституционности способа смены власти, который предлагает Навальный. Кроме того, авторы репортажей о событиях 30 декабря никак не солидаризировались с высказываниями Навального, и мы не находим в соответствующих материалах признаков того, что редакции вышли за рамки вполне правомерного цитирования.

В середине января Роскомнадзор распространил рекомендации СМИ воздержаться от публикации карикатур "с изображением религиозных святынь, затрагивающих чувства верующих", которые могут быть расценены как нарушение норм российского законодательства об экстремизме. А в конце января последовал целый вал предупреждений СМИ за публикацию карикатур "Charlie Hebdo". Роскомнадзор предупредил "РБК-Daily", а также 13 интернет-СМИ: газету "Век", информационное агентство "ВК Пресс", издание "ИнтерНовости.Ру", сайт "Лениздат.Ру", Курьер-медиа.ru, RB.ru, RUNews24.ru, Ленинградское областное информагентство Lenoblinform.ru, казахстанский портал "Республика" и, наконец, даже заблокированный портал Грани.ру, для которого это предупреждение стало вторым за год. С нашей точки зрения, действия Роскомнадзора в "защиту чувств верующих" вступают в явное противоречие со свободой слова.