Неправомерный антиэкстремизм в декабре 2012 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в декабре 2012 года.

Нормотворчество и государственный контроль

В конце декабря президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в статью 20.3 КоАП" (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики), который предусматривает введение штрафа также за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций и повышение размера штрафа за правонарушения по данной статье. Мы выступали против принятия этого закона (подробнее см. здесь). Говорить о возможном ужесточении и расширении статьи, с нашей точки зрения, следовало бы после изменения ее формулировки таким образом, чтобы публичная демонстрация без цели пропаганды не была наказуема.

Роскомнадзор в декабре объявил очередной конкурс на заключение контракта на мониторинг СМИ. Организация, которая получит право на проведение мониторинга, должна выявлять материалы, нарушающие российское законодательство, в том числе экстремистские материалы, фиксировать их и проводить первичную экспертно-аналитическую оценку. В будущем году, помимо стандартных функций потребуется выявлять информацию, подпадающую под действие закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и осуществлять мониторинг периодических сетевых СМИ с использованием автоматического программно-аппаратного комплекса. Отметим, что мониторинг по контракту для Роскомнадзора осуществляется с 2009 года, эффективность подобной траты государственных средств неочевидна: новый мониторинг никак не отразился ни на количестве предупреждений, которые выносит Роскомнадзор, ни, главное, на их качестве.

В начале декабря стало известно, что власти Нового Уренгоя закрыли въезд в город для негорожан. Попасть в Новый Уренгой как мигранты, так и граждане России теперь могут лишь по пропуску от работодателя или приглашению от родственников. Местные власти объясняют свои действия необходимостью бороться с незаконной миграцией и связанным с ней ростом преступности. Руководитель центра по противодействию экстремизму УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу сослался на активизацию в регионе ячеек запрещенных организаций, таких как "Имарат Кавказ" и "Хизб-ут-Тахрир". Новый Уренгой входит в число пограничных зон Российской Федерации, что позволяет администрации города по своему усмотрению регулировать режим въезда на его территорию. Мы полагаем, что городские власти злоупотребили этим режимом: во-первых, он не предназначен законом для регулирования миграции, во-вторых, закрытие города – абсолютно несоразмерная акция для борьбы с радикальными группировками любого толка.

Уголовное преследование

В начале декабря за отсутствием состава преступления было прекращено уголовное дело против десяти последователей Свидетелей Иеговы в Чувашии. Напомним, в 2012 году СК возбудил пять уголовных дел в отношении десяти жителей республики (в том числе двух женщин). Их подозревали по п. "в" ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершённые организованной группой), а также по ч.ч. 1 и 2 ст. 282.1 УК (создание экстремистского сообщества и участие в нём). Четверо верующих летом 2012 года были арестованы, но позднее отпущены из-под стражи, двое из них провели под арестом пять дней, еще двое – 46.

В те же дни было выделено в отдельное производство дело против 16 последователей Свидетелей Иеговы в Таганроге, которым в ноябре было повторно предъявлено обвинение по ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). Напомним, ранее предъявление им обвинения было признано судом незаконным из-за серьезных нарушений, допущенных следователем.

В начале месяца в Ленинском районном суде Владивостока возобновилось рассмотрение уголовного дела в отношении активистов "Другой России" во Владивостоке Игоря Попова и Александра Курова по ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ч. 1 ст. 282 (возбуждение социальной ненависти) и ч. 2 ст. 282.2 (участие в экстремистской организации). Попов и Куров, обвинявшиеся в членстве в запрещенной за экстремизм НБП, а также в возбуждении ненависти к представителям власти и правоохранительных органов, в октябре 2012 года были приговорены к крупным штрафам, однако кассационная инстанция отменила приговор и отправила дело на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений, допущенных районным судом. Мы не считаем правомерным преследование активистов "Другой России" за участие в деятельности НБП, поскольку они принадлежат к другой организации; кроме того, сам запрет НБП за экстремизм был незаконным. Отметим также, что представители власти и правоохранительных органов не должны рассматриваться как социальная группа, нуждающаяся в специальной защите антиэкстремистского законодательства.​

В середине месяца стало известно о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично) против депутата Смоленского городского совета Андрея Ершова в связи с его оскорбительным высказыванием в адрес бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Мы полагаем, что, сколь бы возмутительной ни была  фраза депутата Ершова, уголовное дело возбуждено неправомерно, поскольку бывшие малолетние узники концлагерей не представляют собой группы, подлежащей защите со стороны антиэкстремисткого законодательства. Мы убеждены в том, что понятие "социальная группа" должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей, поскольку оно не имеет четкого определения в законодательстве.

В середине декабря в Москве в рамках расследования уголовного дела о распространении листовок "Хизб ут-Тахрир" в московской мечети "Ярдам" в сентябре 2012 года был задержан гражданин Таджикистана, ему было предъявлено обвинение по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Это уже третий задержанный по данному делу.

В конце декабря в суд было передано дело "Хизб ут-Тахрир" в Челябинске. Марат Базарбаев, Рушат Валиев, Ринат Галиуллин, Ринат Идельбаев и Вадим Насыров были арестованы в Челябинске в июле 2012 года по подозрению в причастности к деятельности "Хизб ут-Тахрир". Им предъявлено обвинение по по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК (покушение на насильственный захват власти) и ч. 1 ст. 205.1 УК (содействие террористической деятельности). Базарбаев и Насыров обвиняются также по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации), Валиев, Галиуллин и Идельбаев – по ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), Идельбаев – по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

Напомним, мы расцениваем запрет "Хизб ут-Тахрир" в России как неправомерный, так как Верховный суд не привел никаких разумных оснований запрета и организация была запрещена как террористическая, хотя она, как хорошо известно, не прибегает к насилию. Нам представляется, что именно изначальный неправомерный запрет повлек множество злоупотреблений и необоснованный обвинений при преследовании этой радикальной исламистской организации.

В декабре 2012 года стало известно о новых фактах незаконной деятельности сотрудников Службы национальной безопасности Узбекистана на территории России. По сведениям ПЦ "Мемориал", они допрашивают, пытают и запугивают граждан Узбекистана, арестованных в России по подозрению в причастности к деятельности "Хизб ут-Тахрир". Один человек, находящийся в одном из московских СИЗО в ожидании депортации, в результате запугивания на допросе покончил с собой; в Калининградской области заключенный колонии, отбывающий срок по обвинению в причастности к деятельности "Хизб ут-Тахрир", получил тяжелые травмы в результате пыток, устроенных сотрудниками СНБ; в Подмосковье гражданин Узбекистана, отбывший наказание по сходному обвинению, исчез после освобождения, предположительно, он был похищен узбекскими спецслужбами.

В те же дни Выборгский районный суд Санкт-Петербурга признал семерых активистов "Другой России", фигурантов "Дела 12-ти", виновными в продолжении деятельности НБП. Троим из них, обвиненным по ч.1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации), назначен штраф в размере 200 тысяч рублей; еще четверо приговорены по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации) к штрафу в размере 150 тысяч рублей. Все осужденные освобождены от ответственности за истечением сроков давности преступления, однако намерены обжаловать приговор. Ранее суд прекратил за истечением сроков давности дела в отношении пятерых из 12 обвиняемых по этому делу.

Всего с начала 2012 года, по нашим сведениям, было вынесено 13 приговоров по уголовным делам экстремистской направленности, которые, с нашей точки зрения, были возбуждены неправомерно. Семь из них вынесены по обвинению в причастности к деятельности запрещенных за экстремизм организаций, четыре – по обвинению в пропаганде ненависти, вражды или унижении достоинства; два приговора вынесены за насильственные преступления, однако мы сомневаемся в том, что осужденным был справедливо вменен в вину мотив ненависти. Два из 13 приговоров были оправдательными. Приговоры были вынесены в отношении 36 человек, трое из них были оправданы. Основными жертвами неправомерного преследования в 2012 году были обвиняемые в причастности к деятельности "Хизб ут-Тахрир" (два приговора, десять осужденных), последователи Свидетелей Иеговы (два приговора, трое обвиняемых; приговоры оправдательные), обвиняемые в продолжении деятельности НБП (один приговор, четверо осужденных).

Административное преследование

В декабре по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов) были оштрафованы владельцы четырех магазинов в Грозном за хранение с целью дальнейшей продажи литературы из числа 68 религиозных трудов, неправомерно запрещенных Ленинским районным судом Оренбурга в марте 2012 года.

По той же статье в Карачаево-Черкесии была оштрафована община Свидетелей Иеговы за хранение двух книг Свидетелей Иеговы, в отношении одной из которых запрет был отменен судом в феврале 2012 года.

Запрет материалов за экстремизм

Нам известно о трех случаях неправомерного запрета материалов за экстремизм в декабре: в Вологодской области был запрещен макет листовки, сгенерированной сайтом Алексея Навального якобы от имени партии "Единая Россия" в рамках оппозиционной кампании "Добрая машина правды", три мусульманских религиозных труда были признаны экстремистскими в Арсеньевске Приморского края (один из них ранее уже был внесен в Федеральный список экстремистских материалов) и еще восемь – в Оренбургской области.

В декабре нам стало известно о трех предупреждениях, неправомерно вынесенных редакциям СМИ. В двух случаях предупреждения были вынесены уже после того, как соответствующие публикации были признаны судом экстремистскими и включены в Федеральный список экстремистских материалов.