Неправомерный антиэкстремизм в ноябре 2012 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения в России антиэкстремистского законодательства в ноябре 2012 года.

Нормотворчество

В середине ноября вступил в силу закон, предусматривающий пересмотр ряда положений статей УК о шпионаже и государственной измене, а также введении в УК ст. 283.1 о незаконном получении сведений, составляющих гостайну. Напомним, соответствующий законопроект, вызвал неоднозначную реакцию общественности и был принят с некоторыми изменениями, подробнее об этом можно прочесть здесь.

Во второй половине месяца Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в статью 20.3 КоАП" (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики), который предусматривает введение штрафа также за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций и повышение размера штрафа за правонарушения по данной статье. Мы выступаем против принятия этого законопроекта (подробнее см. здесь). Говорить о возможном ужесточении и расширении статьи, с нашей точки зрения, следовало бы после изменения ее формулировки таким образом, чтобы публичная демонстрация без цели пропаганды не была наказуема.

Уголовное преследование

В ноябре вдруг активизировалась борьба с радикальной исламской партией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". В Москве по делу, возбужденному в октябре по ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), было предъявлено обвинение 9 человекам. Как утверждают правоохранительные органы, пятеро из обвиняемых являются непосредственными лидерами российской и московской ячеек "Хизб ут-Тахрир". В начале месяца по тому же делу в городе прошли масштабные обыски, около 40 человек было задержано, 30 из них позднее отпустили. В ноябре в Нижнем Новгороде было возбуждено уголовное дело против трех человек по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). Против фигурантов московского и нижегородского дел выдвинуты обвинения также по ст. 222 УК (незаконное приобретение, передача, хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ). В начале ноября обыски у подозреваемых в сотрудничестве с "Хизб ут-Тахрир" прошли в Башкортостане, в результате было задержано десять человек; по какой статье против них возбуждено уголовное дело, пока неизвестно. Напомним, мы расцениваем запрет "Хизб ут-Тахрир" в России как неправомерный, так как организация была запрещена как террористическая, хотя она, как хорошо известно, не прибегает к насилию. Соответственно, обвинения, связанные с оружием, вызывают некоторое недоумение.

В середине ноября в Мосгорсуде начались слушания по делу об убийстве Юрия Буданова. Юсупу Темерханову предъявлено обвинение по п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы) и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Темерханова обвиняют в убийстве по мотиву ненависти в отношении социальной группы "военнослужащие Российской армии". Мы не согласны с формулировкой мотива преступления. С нашей точки зрения, военнослужащие не относятся к числу уязвимых социальных групп, подлежащих защите посредством антиэкстремистского законодательства. Кроме того, мы выступаем за исключение понятия "социальная группа" из состава антиэкстремистских статей, поскольку неопределенность этого термина приводит к злоупотреблениям в правоприменении.

В конце месяца стало известно о том, что в Москве возбуждено уголовное дело по ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) по факту событий 6 мая 2012 года в Москве во время "Марша миллионов". Пока дело возбуждено в отношении неустановленных лиц. Насколько нам известно, на "Марше миллионов" не звучали призывы к осуществлению экстремистской деятельности в понимании соответствующего закона, лозунги участников марша имели преимущественно политический смысл и не отличались радикальностью.

В Санкт-Петербурге в ноябре получило развитие тянущееся более года рассмотрение дела активистов "Другой России", которых обвиняют по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности запрещенной организации). В начале месяца Выборгский районный суд Санкт-Петербурга прекратил за истечением сроков давности преследование еще одного обвиняемого по делу, и, таким образом, на скамье подсудимых  по "делу 12-ти" осталось семь человек. Прокурор требует назначить наказание в виде штрафа в размере 250 тысяч рублей для троих из них и 180 тысяч для четверых. Напомним, мы считаем неправомерным запрет Национал-большевистской партии, в продолжении деятельности которой обвиняются фигуранты дела, а также тот факт, что преследованию по ст. 282.2 подвергаются люди, выступающие от имени движения "Другая Россия", которое не было запрещено.

Административное преследование

В ноябре нам стало известно о 6 случаях неправомерного наложения штрафа по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов). В Тюменской области был оштрафован член общины Свидетелей Иеговы. За выдачу запрещенных книг читателям в Новокузнецке пострадал библиотекарь, а в Смоленске – директор библиотеки. Напомним, закон о библиотечном деле обязывает библиотекарей выдавать читателям книги, имеющиеся в фондах, и не дает им права изымать какие-либо книги из фондов. В Москве и Самаре штрафу за распространение экстремистской литературы подверглись владельцы книжных магазинов, причем если в московском магазине были изъяты книги как неправомерно, так и оправданно запрещенные, самарский магазин был оштрафован лишь из-за того, что в нем были обнаружены книги, входившие в библиотеку из 68 религиозных мусульманских трудов, неправомерно запрещенных решением суда в Оренбурге.

Запрет материалов за экстремизм

В конце ноября Замоскворецкий суд Москвы признал экстремистским ролик, снятый по следам акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, и еще три видеозаписи группы. Суд согласился с мнением экспертов, обнаруживших в роликах "изображения, направленные на разжигание ненависти или вражды, скрытый призыв к бунту и неповиновению власти, проведению акций по захвату площадей, призыв к работе с правоохранительными органами по привлечению сотрудников на свою сторону". Отметим, что экспертиза была проведена с вопиющими нарушениями: перед экспертами были поставлены юридические вопросы, относящиеся к компетенции обвинителя и суда.

В конце ноября 2012 года стало известно, что прокуратура Дзержинска Нижегородской области подала в городской суд иск о признании экстремистским материалом книги "Международный трибунал для Чечни". Это фундаментальное исследование посвящено проблеме массовых нарушений норм международного гуманитарного права и фундаментальных прав человека, совершенных обеими сторонами конфликта в Чечне, и перспективам привлечения к ответственности, в частности, представителей высшего российского командования и исполнительной власти. Значительную часть источников, использованных авторами, составили материалы Европейского суда по правам человека. Попытка запрета монографии чревата, по прогнозам правозащитников, скандалом международного уровня.

Среди других неправомерно запрещенных в ноябре материалов статья и листовка, направленные против сотрудников правоохранительных органов, интернет-сайт, по всей видимости, созданный сторонниками запрещенного движения "Таблиги Джамаат", два оппозиционных ингушских сайта, а также № 1 газеты "Казачья Русь".

В ноябре из очередного обновления Федерального списка экстремистских материалов стало известно стало известно о том, что в июле Ленинский районный суд Оренбурга, решение которого о признании экстремистскими 68 мусульманских религиозных сочинений сейчас пересматривает кассационная инстанция, запретил еще 32 книги, очевидно, изъятые в ходе обыска по делу местных неонацистов. Из этих книг четыре были запрещены, с нашей точки зрения, неправомерно. Это "Велесова книга" – знаменитый  сборник вымышленных преданий, молитв и легенд, якобы отражающих историю восточных славян в VII-IX вв., две статьи американского историка-ревизиониста Марка Вебера, статья Сергея Беликова "Бритоголовая культура" – сокращенный вариант пособия по идентификации скинхедов для работников правоохранительных органов, а также книга американца Билла Буфорда "Английская болезнь" - журналистское расследование о природе насилия в европейской фанатской среде в 80-90-х годах (о степени осмысленности принятого решения в целом см. здесь).