Неправомерный антиэкстремизм. Май 2011 года

Май 2011 года ознаменовался тем, что впервые в истории мониторинга неправомерного применения антиэкстремистского законодательства мы почувствовали и реализовали необходимость завести новую рубрику, в которой бы отражались положительные явления, направленные на исправление сложившейся печальной ситуации. Это было связано с первой значительной чисткой Федерального списка экстремистских материалов. В остальном мы наблюдали все прежние тенденции.

3 мая Минюст изъял из Федерального списка экстремистских материалов многострадальные книги Рона Хаббарда (пп. 632-660), в отношении которых никогда не было вступившего в силу судебного решения об их запрете. Кроме того, была исключена часть записей, дублирующих предыдущие (пп. 667, 677-679 и 682). Это - безусловно положительный шаг, направленный на придание Списку функциональности и осмысленности. Однако путь, лежащий перед Минюстом, еще весьма долог, и мы сомневаемся в принципиальной возможности достижения конечной цели.

Уголовное преследование

В мае было возбуждено не менее шести уголовных дел по основаниям, которые мы не считаем правильными.

Особое внимание мы хотели бы уделить делу по ст.282 УК РФ (возбуждение социальной ненависти) в Магнитогорске в отношении профсоюзных активистов Андрея и Олеси Романовых, возбужденному за размещение в интернете видеоролика со сценой задержания Андрея сотрудниками милиции.

Кроме того, в мае было вынесено два приговора: обвинительный в отношении последователя Саида Нурси в Махачкале (ст. 282.2 УК РФ, организация деятельности экстремистской организации) и оправдательный там же в отношении сотрудников газеты "Черновик" (ст. 282 УК РФ, возбуждение социальной ненависти).

Дело Свидетеля Иеговы из Горно-Алтайска Александра Калистратова, ранее оправданного по статье о возбуждении религиозной ненависти, снова стало актуальным: 26 мая Верховный суд республики Алтай вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Административное преследование

В мае было возбуждено одно неправомерное административное дело в Краснодаре по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) по факту размещения в интернете ролика с шуточным поздравлением с днем рождения, где главный персонаж - одетый в форму СС Штирлиц.

Кроме того, в Свердловской области был признан виновным по ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и оштрафован директор одной из библиотек за то, что в фонде имелась запрещенная книга. Напомним, согласно законодательству о библиотеках последние не имеют права изымать книги из фондов.

Антиэкстремистские предупреждения СМИ

В мае Роскомнадзор вынес два неправомерных предупреждения СМИ: газете "Вечорка" (г. Чита) за публикацию фото с находящейся в свободной продаже зажигалкой со свастикой на ней и газете "Вечерняя Тюмень" за цитату из Гитлера. Напомним, мы не считаем правомерным преследование за цитирование запрещенных материалов как таковое. В статье, за которую было вынесено предупреждение тюменской газете, цитата была использована не для пропаганды нацизма.

Признание материалов экстремистскими

В мае стало известно о решении Первомайского районного суда города Краснодара от 22 апреля 2011 года о признании экстремистскими четырех изданий Свидетелей Иеговы, а также о том, что 28 апреля 2011 года в Сальском городском суде Ростовской области возобновился процесс о признании экстремистскими еще пяти наименований материалов Свидетелей Иеговы (этот процесс начался в марте 2009 года).

Нормотворчество

11 мая Государственная Дума отклонила очередной законопроект об ужесточении наказаний за преступления на почве ненависти. Аналогичные законопроекты уже не однажды вносились и ни разу не были приняты в Госдуме. Этот законопроект был внесен на рассмотрение парламента Московской городской Думой в октябре 2010 года и предполагал ужесточение наказаний за преступления, совершенные по мотиву ненависти, выведение дел по расистскому насилию из ведения суда присяжных и введение административной ответственности для СМИ за упоминание этничности в криминальной хронике. Мы можем лишь приветствовать тот факт, что бессмысленная и даже вредная законотворческая инициатива не была принята.