Новости по теме

В Клину журналистка признана виновной в угрозе убийством местной чиновнице

В подмосковном Клину журналистка получила полтора года условно по обвинению в угрозе убийством местной чиновнице по мотивам ненависти и вражды к социальной группе "руководящий состав Клинского района".

18 октября 2013 года Клинский городской суд Московской области признал Елену Полякову, журналистку клинской газеты "Серп и молот" виновной по ч. 2 ст. 119  в угрозе убийством начальнице управления образования Клинского муниципального района Алене Сокольской "по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы, относящейся к руководящему составу Клинского муниципального района Московской области" и приговорил ее к полутора годам лишения свободы условно.

Уголовное дело против Поляковой было возбуждено осенью 2011 года по заявлению Сокольской. Поводом послужило появление 8 июля 2011 года на сайте оппозиционного общественного движения "Согласие и Правда. Подмосковье", активистом которого является Полякова, комментария к статье "Большая перемена", содержавшей критический разбор деятельности Сокольской.  Комментарий, оставленный под ником "Андрей Смирнов" гласил: "За какую руку нужно хватать Сокольскую? Неужели ее еще не поймали? Она как муниципальный служащий может заниматься бизнесом? Парикмахерская, банк, турагентство, школа и детский сад платные? А что с прокурорами, которые сидят, засветилась на вечеринке, это нормально для руководителя отдела образования? А то, что сократила бесплатные детские кружки без утверждения Главой района? А сколько знающих педагогов покинули школы и сады из-за нее? Да ей уже по сталинским или китайским законам пулю в затылок пора!"

Следствие установило, что пользователь "Андрей Смирнов" писал комментарии, используя IP-адрес газеты "Серп и молот", который, как утверждает Полякова, используют все сотрудники газеты, но обвиняемой по делу стала именно она.

Эксперт отдела фоноскопических и лингвистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД России по Москве расценил это высказывание как угрозу убийством на том основании, что в тексте фигурировало слово "пуля".

Осенью 2011 года Сокольская также обвинила Полякову в попытках слежки за собой.

В квартире Поляковой был проведен обыск, изъяты системные блоки, была выдана санкция на прослушивание ее телефона. В редакции "Серпа и молота" также прошел обыск, но был изъят только компьютер Поляковой, никто из сотрудников газеты не был допрошен. Полякова была уволена из газеты.

Спустя год следователь ходатайствовал о прекращении дела, однако ходатайство не было удовлетворено прокуратурой Московской области и, напротив, следствие активизировалось, и к весне 2013 года дело было доведено до суда. Отметим, что в августе 2012 года муж Сокольской Александр Козлов, бывший прокурор Клина, был назначен первым заместителем прокурора Москвы.

Обвинение требовало приговорить Полякову к трем годам лишения свободы условно и году запрета на журналистскую деятельность, однако суд приговорил ее к полутора годам условного лишения свободы без ограничений на профессиональную деятельность.

С нашей точки зрения, приговор Поляковой неправомерен.

Во-первых, "социальная группа, относящаяся к руководящему составу Клинского муниципального района Московской области" не может рассматриваться как уязвимая группа, подлежащая защите в виде антиэкстремистского законодательства. Напомним, что во избежание злоупотреблений мы в целом выступаем за исключение неопределенного термина "социальная группа" из законодательства.

Во-вторых, с нашей точки зрения, фраза, вмененная в вину Поляковой, никоим образом не может рассматриваться как реальная угроза убийством, она даже не содержит провокационных призывов.

В-третьих, обращает на себя внимание тот факт, что следствие не представило убедительных доказательств того, что комментарий был оставлен именно Поляковой.

Елена Полякова связывает уголовное преследование со своей оппозиционной деятельностью. Она намерена обжаловать приговор вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека.