Новости по теме

В Госдуму внесен новый текст поправок о лишении гражданства осужденных за терроризм и экстремизм

Авторы нового законопроекта уточнили механизм отмены решения о приобретении гражданства.


21 апреля 2017 года в Госдуму был внесен новый текст законопроекта о лишении гражданства осужденных за терроризм и экстремизм. Его авторами выступили Вячеслав Володин, Владимир Васильев, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Иван Мельников, Игорь Лебедев, Ирина Яровая, Павел Крашенинников и Михаил Емельянов.

Новый текст поправок уточняет основания для отмены решения о приобретении гражданства (ст. 22 федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"). Предлагается считать, что если целью приобретения гражданства было осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, то это значит, что заявитель предоставил заведомо ложные сведения относительно обязательства о соблюдении Конституции и законодательства России (п. "б" ст. 13 закона).

В законопроекте указано, что "под такими сведениями понимается совершение хотя бы одного из преступлений" (приготовление к преступлению, покушение на преступление), предусмотренных ст.ст. 205 и 205.1, ч. 2 ст. 205.2, ст.ст. 205.3-205.5, 206, 208, ч. 4 ст. 211, ст.ст. 281, 282.1-282.3 и 361 УК, а также хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), а также ст.ст. 277 - 279 и 360 УК в случае, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности (напомним, согласно закону о противодействии терроризму под таковой подразумевается широкий спектр деятельности, охватываемый антитеррористическими статьями УК).

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений по-прежнему предлагается устанавливать в судебном порядке, однако в описанной выше ситуации к этой процедуре приравнивается вступивший в силу приговор суда по соответствующей статье УК. Для этого суды должны будут направлять эти приговоры в органы, ведающие делами о гражданстве.

Таким образом, по сравнению с предыдущим вариантом законопроекта (внесен в Госдуму 19 апреля и отозван 20 апреля) изменились как механизм прекращения гражданства, так и список уголовных статей, осуждение по которым считается основанием для прекращения гражданства. Из числа статей исключены ч. 1 ст. 205.2 (публичное оправдание терроризма, за исключением совершенного в СМИ и интернете), ст. 205.6 (несообщение о преступлении), ч.ч. 1-3 ст. 211 (угон транспорта, не сопряженный с терактом), ст.ст. 220 и 221 (оборот ядерных материалов и радиоактивных веществ), ст. 280 (публичные призывы к экстремистской деятельности), а также - в случаях, которые не сопряжены с террористической деятельностью - ст. 277 (посягательство на жизнь государственного деятеля), ст. 278 (насильственный захват власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 360 УК (нападение на лиц, пользующихся международной защитой). При этом добавлена в список ст. 281 УК (диверсия).

Следует заметить, что законопроект исправлен с целью исключить прямые несоответствия Конституции. Новая версия явно распространяется только на тех, кто приобрел гражданство только после того, как подал соответствующее заявление, а не получил его по рождению. Кроме того, теперь предлагается лишать гражданства не за деяния, совершенные после его приобретения, а именно за сообщение ложных сведений о принимаемых на себя обязательствах. Однако уголовный приговор, относящийся к преступлению, совершенному после приобретения кем-либо гражданства, сам по себе не доказывает, что умысел на совершение этого преступления присутствовал у осужденного в момент подачи заявления о приобретении гражданства. Приемлемым основанием можно было бы считать разве что решение суда, которым установлено, что подобный умысел возник до этого момента.

Подчеркнем, что среди прочего по-прежнему предлагается лишать гражданства осужденных по ряду статей УК, по которым, с нашей точки зрения, в России нередко выносят неправомерные приговоры. Речь идет о ч. 2 ст. 205.2, ст.ст. 282.2 и 205.5 (о причастности к деятельности экстремистских и террористических организаций) и случаях применения ст. 278 в комбинации с "террористическими" статьями.

На наш взгляд, в случае, если законопроект будет принят, он может послужить новым источником злоупотреблений мерами по борьбе с экстремизмом и терроризмом и способствовать дальнейшему ограничению прав мигрантов в России, практика лишения которых гражданства фактически уже существует.

Ссылки на данную статью [4]