Новости по теме

Госдума одобрила в первом чтении ужесточение ответственности провайдеров за уклонение от блокировок

Правительство хочет ввести крупные штрафы для провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке и разблокировке сайтов.


7 октября Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий усиление ответственности интернет-провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке страниц на основании сведений, полученных от Роскомнадзора.

Законопроект был внесен в Госдуму 17 июня 2016 года. Он вводит в КоАП новую статью 13.32, по которой за неисполнение обязанностей по блокировке и разблокировке сайтов должностные лица подвергаются штрафу в размере от трех до пяти тысяч рублей, индивидуальные предприниматели - от 10 до 30 тысяч, юридические лица - от 50 до 100 тысяч рублей.

В пояснительной записке указывается, что в настоящее время за уклонение от обязанности блокировать запрещенные сайты провайдеров наказывают по ч. 3 ст. 14.1 КоАП, которая касается осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии. Так, только за 2015 год в отношении провайдеров, не заблокировавших запрещенные страницы, был составлен 501 протокол об административных правонарушениях, и в 488 случаях арбитражные суды удовлетворили требования Роскомнадзора о привлечении операторов связи к ответственности. Однако ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает вынесение предупреждения или штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей, что, по мнению правительства, несоразмерно степени общественной опасности запрещенной информации (т.е. информации о наркотиках, детской порнографии, экстремистских призывов и др.). В то же время по ст. 14.1 наказывают и за менее значительные правонарушения, и именно поэтому целесообразно ввести в КоАП новую статью, полагают в правительстве.

Впервые о планах властей ужесточить ответственность за уклонение провайдеров от блокировок сайтов стало известно осенью 2015 года, когда Минкомсвязь вынесла законопроект на общественное обсуждение. К моменту внесения в Госдуму он претерпел некоторые изменения. Во-первых, если первоначально планировалось распространить действие статьи КоАП лишь на блокировки ресурсов, внесенных в Единый реестр запрещенных сайтов, то в одобренной Думой формулировке речь идет просто о сведениях, полученных от Роскомнадзора. Эта формулировка охватывает, очевидно, как выгрузку обновлений в Едином реестре запрещенных сайтов, так и уведомления Роскомнадзора о необходимости блокировки ресурсов по "закону Лугового". Во-вторых, исчезла вторая часть статьи об ответственности за невозобновление доступа к ресурсам, исключенным из Единого реестра: теперь за невыполнение своевременной разблокировки сайтов предлагается наказывать так же, как и за неисполнение требований о блокировке.

Принятие законопроекта логично встраивается в предыдущие меры властей по противодействию распространению запрещенных материалов в сети. Однако механизмы пополнения Единого реестра вызывают у нас существенные нарекания, а сутки, которые по закону даются на блокировку, — такой срок, в который легко могут уложиться только крупные провайдеры, у мелких же могут возникать сложности с отслеживанием изменений в Едином реестре и незамедлительным реагированием. Что касается "закона Лугового", то его механизм создает условия для злоупотреблений. Внесудебную блокировку сайтов, предусмотренную этим законом, мы считаем недопустимой.

Ссылки на данную статью [4]