Новости по теме

"Антитеррористический" законопроект приняли во втором чтении

18 апреля 2014 года Госдума приняла во втором чтении законопроект о поправках в "антитеррористическое" законодательство РФ, входящий в пакет "антитеррористических" законов.


18 апреля 2014 года Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму)".

В тексте документа учтены поправки, принятые 3 апреля 2014 года Комитетом Госдумы по безопасности.

Напомним, законопроект в очередной раз ужесточает наказание за террористическую деятельность и связанные с ней преступления. В частности, за совершение терактов и финансирование терроризма максимальный срок заключения повышается вплоть до пожизненного, а минимальный составляет 15 лет. Согласно принятому документу, по всем антитеррористическим статьям УК, включая ст. 205.2 (пропаганда или публичное оправдание терроризма) и ст. наказание не должно составлять меньше предусмотренного соответствующей статьей минимума и не может быть смягчено.

Кроме того, вносится поправка, увеличивающая наказание по ст. 212 УК (массовые беспорядки) с 4–10 до 8–15 лет лишения свободы, и меняется ее формулировка. Расширяется действующий текст статьи, наказание последует не только за организацию, но и за подготовку массовых беспорядков, а перечень средств, применяемых при массовых беспорядках ("применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств") предложено дополнить фразой "веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих".

Ст. 212 УК, по замыслу авторов, будет дополнена ч. 4, предусматривающей наказание за "приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке" для организации массовых беспорядков.

Кроме того, предложены дополнения в ст.ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), в которых будет предусмотрена ответственность (от одного года до шести лет лишения свободы) за "склонение, вербовку или иное вовлечение лица" в работу экстремистской организации.

Предлагаются также поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, меняющие подсудность ряда дел. Московскому окружному военному суду и Северо-Кавказскому окружному военному суду становятся подсудны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, ч. 4 ст. 211 УК; ст.ст. 277, 278, 279 и 360 УК, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности; дела о преступлениях, при назначении наказания за которые подлежит учету отягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом "р" ч. 1 ст. 63 УК. При этом уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, ч. 4 ст. 211, ч. 1 ст. 212, ст.ст. 275, 276, 278, 279, ч. 2, 3 ст. 281 УК в окружных военных судах должна рассматривать коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Вариант с одним судьей и коллегией присяжных не будет предусмотрен.

Планируются и изменения в КоАП, повышающие минимальный размер штрафа по содержащейся в тексте законопроекта с. 15.27 (финансирование терроризма) с 1 до 10 миллионов рублей, и поправки, предписывающие региональным властям в рамках закона "О противодействии терроризму" проведение "мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов".

Вместе с тем предлагается несколько сузить полномочия ФСБ, предложенные в законопроекте к первому чтению: сотрудники службы получат право на личный досмотр и проверку документов лишь граждан, подозреваемых в совершении преступлений и правонарушений, подведомственных ФСБ.

Напомним о своем негативном отношении к данному законопроекту.  Такие формулировки, как "подготовка массовых беспорядков" и "вещества и предметы, представляющие опасность для окружающих", кажутся нам ведущими к расширительным толкованиям и, соответственно, к неправомерным преследованиям.

А такое нововведение в "экстремистские" статьи, как "склонение, вербовка или иное вовлечение лица", настолько расширительно, что, на наш взгляд, может с высокой вероятностью может привести к произволу.

Ссылки на данную статью [11]