Новости по теме

ЕСПЧ коммуницировал жалобу "Черкесского конгресса"

Страсбургский суд задал России вопросы в связи с действиями Минюста и национальных судов в отношении "Черкесского конгресса" и одного из его лидеров.

15 сентября 2017 года Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" и Заура Дзеукожева, одного из лидеров этой организации, добивавшейся признания РФ факта геноцида, совершенного в отношении черкесского этноса в XVIII - начале XX веков.

"Черкесский конгресс" как организация оспаривал предупреждение о недопустимости нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности, вынесенное ему управлением Министерства юстиции по Республике Адыгея 23 сентября 2011 года. Напомним, поводом для вынесения предупреждения послужила публикация председателем совета "Черкесского конгресса" Муратовым Берзеговым на сайте организации благодарственного письма, в котором он благодарил парламент Грузии за признание "факта Геноцида черкесов (адыгов), осуществленного Российским государством во время Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг." Минюст посчитал, что "такие высказывания противопоставляют русский и черкесский народы, следовательно, возбуждают национальную рознь" и упрекнул организацию в фальсификации исторических фактов на том основании, что "в историографии используется термин «Русско-Кавказская война», термин «русско-черкесская война» не употребляется". 2 февраля 2012 года Майкопский городской суд отклонил жалобу Берзегова на действия Минюста. 6 апреля 2012 года Верховный суд Республики Адыгея утвердил решение Майкопского городского суда. С нашей точки зрения, действия Минюста были неправомерны, поскольку выбор той или иной терминологии для обозначения исторических событий сам по себе не является экстремистской деятельностью.

Заур Дзеукожев, один из лидеров "Черкесского конгресса", оспаривал предостережение о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенное ему управлением Минюста по Республике Адыгея в ноябре 2010 года как заместителю председателя "Черкесского конгресса" за интервью, которое он дал одной из местных газет, и пост в интернете. 17 мая 2011 года Верховный суд Адыгеи признал предостережение законным. Дзеукожев также оспаривал решение того же суда от 6 сентября 2011 года, согласно которому были отклонены иски о клевете, поданные им в адрес двух республиканских газет, которые в марте 2011 года написали о нем как о человеке, вовлеченном в экстремистскую деятельность.

ЕСПЧ поинтересовался у российских властей, не нарушили ли действия Минюста и национальных судов ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующую право на свободу выражения мнения, было ли в данном случае вмешательство в осуществление заявителями их права на свободу выражения мнения "необходимым в демократическом обществе", была ли необходимость вмешательства должным образом доказана. Кроме того ЕСПЧ поставил вопрос о том, было ли соблюдено право Дзеукожева на эффективную судебную защиту в соответствии со ст. 13 Конвенции и не нарушил ли отказ в удовлетворении поданных Дзеукожевым исков о клевете его право на частную жизнь, гарантированное ст. 8 Конвенции.

Отметим, что "Черкесский конгресс" уже несколько лет не существует как юридическое лицо. Создатель организации Мурат Берзегов в 2010 году получил политическое убежище в США, доказав, что подвергается преследованию на родине. АРОД "Черкесский конгресс" было ликвидировано в 2013 году, в качестве ликвидатора выступил Заур Дзеукожев.