Новости по теме

ЕСПЧ коммуницировал жалобу Василия Бокина на запрет статьи "Остановить геноцид"

ЕСПЧ рассматривает жалобу на принятое в 2012 году решение о признании статьи экстремистской.


15 сентября 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу Василия Бокина, автора статьи "Остановить геноцид" в газете "Наш голос", которая в 2012 году была признана экстремистской.

Статья Бокина была опубликована в 2009 году и представляла собой открытое письмо Бокина к жителям села Оськино, не обучавших детей эрзянскому языку. 21 августа 2012 года Инзенский районный суд Ульяновской области принял решение о ее запрете. При этом в ходе процесса судья отклонил проведенное в 2010 году по заказу правоохранительных органов экспертное заключение, согласно которому в статье имели признаки оправдания терроризма, и назначил новую экспертизу. Она показала, что статья могла способствовать возбуждению ненависти или вражды к русским и той части мордовского народа, которая не поддерживает изучение родного языка, содержала унизительные характеристики этих народов, а также выражения, оправдывавшие возможность и необходимость использования оружия, по сути являющиеся непрямыми призывами к насилию. Судебные издержки по проведению экспертизы в размере 18 тысяч рублей были взысканы с Бокина. 23 октября 2012 года Ульяновский областной суд утвердил это решение, кассационные жалобы Бокина были отклонены. Весной 2013 года он подал жалобу в ЕСПЧ.

ЕСПЧ задал российским властям несколько вопросов. Во-первых, Россия должна будет уточнить, имело ли судебное разбирательство отношение к спору о гражданских правах и обязанностях либо к предъявлению уголовного обвинения, что предусматривает обеспечение права на справедливое судебное разбирательство. ЕСПЧ интересует, в частности, были ли соблюдены принципы равенства сторон и состязательности, когда Бокин пытался оспорить результаты судебной экспертизы.

Во-вторых, Страсбургский суд интересует, не нарушил ли запрет и решение о возложении на Бокина судебных издержек статью 10 Европейской конвенции по правам человека, в которой говорится о свободе выражения мнения. Российская сторона должна будет пояснить, было ли вмешательство в эту свободу необходимым в демократическом обществе, могла ли статья в каком-либо контексте рассматриваться как прямо или косвенно призывающая к насилию или оправдывающая насилие, ненависть и нетерпимость, к примеру, при помощи огульных утверждений, направленных против какой-либо этнической или иной группы в целом либо выставляющих эту группу в плохом свете. Суд интересует и то, могла ли опубликованная в 2009 году прямо или косвенно привести к каким-либо пагубным последствиям в 2012-м.

Россия должна ответить, привели ли национальные суды относимые и достаточные обоснования вмешательства в свободу выражения мнения и основывали ли свои выводы на надлежащим образом установленных фактах. ЕСПЧ хочет уточнить, указывали ли суды, какие именно части запрещенного материала являлись спорными, и основывали ли выводы на лингвистической экспертизе, как то предусмотрено постановлением Верховного суда России № 11. ЕСПЧ также хочет понять, может ли процедура принятия решений в российских судах по делу Бокина быть названа справедливой и уважающей интересы личности, защищаемые Конвенцией. Наконец, Россию попросили ответить, не преследовали ли ограничения, введенные решением о запрете статьи Бокина, цель, отличную от указанных в ст. 10 Конвенции возможных целей ограничения свободы выражения мнений.

Отметим, что мы считаем, что материал "Остановить геноцид" был признан экстремистским неправомерно: автор статьи не призывал в нем к насилию и даже утверждал, что оно вредно. Вместе с тем стилистика изложения террористического варианта развития событий в статье была такова, что явно вызывала симпатии к нему, поэтому мы полагали, что вынесение предупреждения газете "Наш голос" было бы оправданным.