Новости по теме

Представитель ОБСЕ - об антиэкстремистском законодательстве

Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович выступила с критикой антиэкстремистского законодательства, ведущего к ограничениям свободы средств массовой информации.


7 октября 2014 года на сайте ОБСЕ было опубликовано коммюнике представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Дуньи Миятович, посвященное влиянию законодательства по борьбе с экстремизмом  на свободу выражения мнений и свободы СМИ.

Для устранения потенциальной угрозы свободе выражения и свободы СМИ в коммюнике предлагаются следующие рекомендации государствам – участникам ОБСЕ:

  • антиэкстремистские законы должны ограничивать только деятельность, "прямым образом и обязательно подразумевающую использование насилия";

  • законы по борьбе с экстремизмом, ограничивающие свободу выражения и свободу средств массовой информации, должны уважать обязательства ОБСЕ и международное право, в частности, статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах;

  • язык вражды может быть наказуем, если он прямо подстрекают к насилию и ведет к преступлениям на почве ненависти, в частности, в отношении меньшинств и других уязвимых групп.

    При этом простое выражение спорных и провокационных политических взглядов должны пользоваться уважением и защитой как часть плюралистической демократической дискуссии.

    "Антиэкстремистские законы могут быть особенно опасны для свободы СМИ, когда они четко не определяют понятие экстремизма и используют разнородные, широкие или открытые списки преступлений, в целом объединяемые как экстремистские",  – сказано в коммюнике. В ряду таких преступлений представителя ОБСЕ называет "публичное оправдание и обоснование терроризма", "возбуждение социальной вражды", "пропаганду религиозного превосходства", "клеветнические обвинения в экстремизме в отношении публичных должностных лиц", "предоставление информационных услуг экстремистов" и "хулиганство, мотивированное ненавистью".

    В коммюнике также отмечается опасность ситуации отсутствия критерии, необходимые для гарантирования справедливое толкования и правоприменения антиэкстремистского законодательства. Опасно также наделять полицию или прокуратуру функцией определения того, является ли действие экстремистским, прокурорам или полицейским. "Это открывает путь ограничению закономерной политической дискуссии и может негативно повлиять на журналистов, освещающих общественно важные вопросы", – говорится в документе.

    Призывы к геноциду и язык вражды в отношении меньшинств и уязвимых групп населения, которые могут привести к преступлениям ненависти, могут быть запрещены в соответствии с международно-правовыми документами и при полном уважении обязательств ОБСЕ без навязывания непропорционально ограничения на свободу выражения мнений. "Тем не менее, не следует забывать, что спорные слова лучше всего бороться с помощью фактов и разъяснений, а не репрессий и запретов", - сказано в коммюнике.