Политический дискурс

В сентябре в центре краевого политического дискурса находилось дебатирование проблем борьбы с терроризмом, связанное с реакцией общества на взрывы в Краснодаре в конце августа. Главной темой обсуждения стало ужесточение миграционной политики. Данный вектор задал глава администрации края А. Н. Ткачев. 5 сентября на совещании руководителей структурных подразделений милиции он заявил, что недавние взрывы - "дело рук негодяев, которые пришли извне"[1]. По его словам, в ряде районов края население буквально стонет от засилия "пришлых", которые не хотят считаться ни с нашей культурой, ни с обычаями, ни с правами коренных жителей. Все усилия милиции губернатор призвал направить именно на борьбу с незаконными мигрантами. "Для этих людей Кубань - не родина, а место наживы, реализации своих корыстных планов. Надо лишить их возможности закрепиться в крае. Нынешняя практика, когда сотни тысяч зарубежных "гостей" "гуляют" где им вздумается, а выдворяется всего 26 человек, не дает ожидаемых результатов. Мы должны использовать всю силу закона для выдворения из края незаконных мигрантов"[1].

6 сентября губернатор провел расширенное селекторное совещание с руководителями краевых силовых ведомств, начальниками окружных управлений внутренних дел Краснодара, главами городов и районов края. И вновь в центре внимания оказался мигрантский вопрос. Большинство выступивших участников совещания подчеркивали, что зачастую именно незаконные мигранты подпитывают теневую экономику, занимаются наркобизнесом и активно участвуют в преступных группировках. В качестве мер борьбы с этим А. Н. Ткачев предложил усиление проверок паспортного режима и сомнительных фирм-однодневок. Этнический фактор данных действий, отметил губернатор, не должен быть определяющим. "В то же время надо понимать, что мы боремся не с людьми какой-то определенной национальности, а с незаконной теневой миграцией. У преступников нет национальности"[2].

Однако тот факт, что именно этнические категоризации господствуют в практиках силовых структур отчетливо проявилось на координационном совещании руководителей правоохранительных органов края, состоявшемся 30 сентября и получившем широкое освещение в прессе. Так, старший советник прокурора края В. Гончаров отметил, что "в последнее время наибольшую опасность таит в себе усиление этнических преступных группировок"[3]. По мнению сотрудников ФСБ, еще одной "бомбой замедленного действия может стать изменение национального состава районов, граничащих со Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией за счет массового притока мигрантов из закавказских республик"[3].

Можно констатировать, что для краевого политического дискурса увязка миграции и криминальной деятельности выступает основной характерной чертой. Такую его направленность задает, прежде всего, сам губернатор А. Н. Ткачев, примером типичной позиции которого могут служить следующие слова: "В край стремятся беженцы со всех уголков бывшей страны. Эти люди в большинстве своем не хотят работать, ведут паразитический образ жизни, занимаются воровством, распространяют наркотические вещества"[4]. Постоянно подчеркивается неважность для действий краевых властей этнического признака мигрантов и отсутствие в крае этнической дискриминации, что обосновывается фактом проживания здесь представителей множества этнических групп. В частности вице-губернатор края М. К. Ахеджак так вербализовал данную позицию. "На сегодняшний день в Краснодарском крае насчитывается более 120 национальностей, и то согласие, которое есть между ними, очень важно. Человек не должен иметь какие-либо ограничения или преимущества из-за своей принадлежности к той или иной расе. Нас в администрации также работают люди самых разных национальностей, но органы власти у нас формируются совсем не по этому признаку"[5]. Однако когда речь заходит о конкретных примерах миграционной политики краевых властей, то дискурс сводится к оперированию этническими категориями, и его объектами оказываются, прежде всего, турки-месхетинцы, курды, таджики. Тот же М. К. Ахеджак констатирует: "Что касается турок-месхетинцев, то позиция губернатора по этому вопросу известна, и наша политика в этом отношении останется жесткой. Сейчас мы активно добиваемся того, чтобы Грузия выполнила свое обещание вернуть турок-месхетинцев на родину, которое она давала при вхождении в ООН. Работа в этом направлении ведется постоянно"[5].


Основную проблему в сфере межэтнических отношениях краевые политики склонны видеть в пассивности федеральной власти. Данная идея стала краеугольной в выступлениях членов краснодарской делегации на семинаре-совещении по проблемам законодательного обеспечения реализации государственной национальной политики, прошедшем в октябре 2003 г. в Сочи с участием председателя Госдумы Г. Н. Селезнева. В своем докладе председатель ЗСКК В. А. Бекетов, подняв вопросы в отношении ситуации турок-месхетинцев и абхазских беженцев, отметил, что "их решение зависит не столько от краевых, сколько от федеральных властей. Эффективное законодательство в сфере межнациональных отношений призвано давать правовые ответы не только на уже свершившиеся события или регулировать уже текущие процессы, но обязательно должно носить упреждающий характер. А пока решение вопросов межнациональных отношений отдано на откуп субъектам Российской Федерации. Это неправильно"[6]. Ситуации обострения межэтнических отношений имеют прежде всего социально-экономические корни, и эффективные действия именно в данной сфере способствуют поддержанию спокойствия и стабильности. "Национальные проблемы - это не только та национальность, которая записана в свидетельстве о рождении или паспорте, а более широкое понятие. Это и уровень состояния экономики, развития территории, и уровень развития образования, культуры и так далее. И если бы каждый из нас не занимался этими проблемами у себя на территории, если бы не тратил свое здоровье и время, то ситуация была бы значительно хуже, чем она складывается сегодня"[6].

В. А. Бекетов внес предложение о создании в структурах исполнительной власти на федеральном уровне полноправного органа государственной власти по делам национальностей, поручив ему координацию работы всех министерств и ведомств по национальному вопросу. "Лучше, если его будет возглавлять руководитель в ранге заместителя Председателя Правительства РФ. Нам нужен настоящий координатор на уровне федерального центра"[6]. Также члены краснодарской делегации внесли ряд предложений по решению проблем нелегальной миграции, в частности, касающихся введения визового режима въезда на территорию России из государств СНГ, а также по выработке механизмов реализации национальной политики, направленной на возрождение и приумножение духовных и культурных ценностей, сохранение культурно-исторического многообразия народов Юга России. "Я убежден, что залогом стабильности и развития добрососедских отношений в регионе должен стать принцип гармоничного развития народов, но не за счет соседей", - подчеркнул В. А. Бекетов[6].


Значимым событием для политической жизни края в данный период явилась избирательная кампания в Государственную Думу РФ. Обращение авторов предвыборных воззваний и иных материалов к дискурсу этничности стало одной из характеризующих ее черт. Особую активность в этом проявили сторонники коммунистических идеологий. Так председатель КОНПД "Отечество" (Кондратенко) Н. Денисов выступил в прессе с пространной статьей, в которой представил оценку ситуации в крае и стране и желаемый путь дальнейшего их развития.

Основной итог истории России в ХХ веке автору видится в том, что "плодами революций 1917 и 1991 гг. воспользовались в первую очередь одни и те же антирусские, антинародные силы космополитов, приведшие страну через гражданскую войну и межнациональные конфликты к падению вначале Российской Империи, а затем и СССР, геноциду многонационального Отечества"[7]. Только Кубань всегда стремилась противостоять этим разрушительным действиям. Связано это с тем, что край является казачьим, а "казачество всегда было самой патриотически настроенной частью русского народа"[7]. Именно поэтому социальное противостояние принимало в крае наиболее жестокие формы, заставляя противную сторону раскрывать всю свою сущность. "Казаки всегда были костью в горле у врагов России. Не случайно казачество долго не принимало советскую власть, справедливо видя в ней антирусскую диктатуру Троцкого-Бронштейна, развязавшего вместе со Свердловым кампанию "расказачивания". Не случайно те первые большевики так ненавидели казаков и уничтожили их самым жестоким образом, натравливая на казаков рабочих и крестьян из центральной России, составлявших основу Красной Армии. Поднявшиеся на волне народной революции "богоизбранные" лидеры страшно боялись казачества как самой мощной организованной силы"[7].

Скрываясь за эвфемизмы, лидер политического движения настойчиво продвигает идею этнической категоризации субъектов социальных действий. Поэтому дальнейшее его обращение к теме межнациональных отношений представляется вполне естественным. Основанием для рассуждений автора выступает тезис о том, что поскольку в крае проживали и проживают представители множества различных групп, то ксенофобия здесь невозможна. "Кубань - многонациональный край. Здесь проживает более 120 национальностей, потому мы, как никто другой, понимаем опасность национализма и вражды между народами"[7]. Это типичный для краевых политиков дискурсивный прием, посредством которого демонстрируется приверженность толерантности и отсутствие предубежденности. Без него не обходится практически ни одно их выступление. Только выдав сам себе индульгенцию, автор переходит к представлению своей точки зрения. "У кубанцев огромный опыт межнациональных отношений. Казаки сотни лет живут рядом с самыми разными народами. Бывало, конечно, разное, но в целом коренные народы научились жить сообща и мирно. И в этом соседстве разных народов огромное значение имеет русский фактор"[7]. Таким образом, ключевыми моментами концепции выступают постулаты о разделении населения на коренное/некоренное и необходимости доминирования категории "русского".

Иерархизация жителей края по степени их укорененности выступает легитимирующим началом для миграционной политики краснодарских властей, ибо защита прав "коренных" провозглашается главной ее целью, которая оправдывает все средства. "Действия администрации Краснодарского края в сфере борьбы с незаконной миграцией не носят националистического характера, а направлены на отстаивание прав коренного населения Кубани всех национальностей. Кубань - жемчужина России, а потому притягивает к себе очень многих. В результате неурегулированность миграционных процессов приводит к ущемлению прав коренных жителей, ведет к развитию межнациональной напряженности и конфликтов. Безусловно, краевая власть обязана на это реагировать, и она всегда реагировала адекватно"[7].

Однако сомнения в этом есть, видимо, и у самого автора, ибо в итоге он призывает решать миграционный вопрос так, чтобы "не расколоть Россию по национальному признаку, сохранить межнациональный мир и дружбу народов"[7]. Достичь этого предполагается посредством специфического кодирования категории "русского". "Ведь русская идея - это многонациональная идея. Россия формировалась, впитывая в себя самые разные народы и этносы. Россия - страна евразийская, объединившая в себе Восток и Запад, и уже поэтому у нас невозможен тот примитивный национализм, который пытаются приписать патриотам России, в том числе через пресловутый "красный пояс"[7]. Примером реализации данной идее, по мысли автора, выступают "кубанцы". "Многонациональная среда Кубани формирует особый тип характера, воспитывает национальную гордость, чувство собственного достоинства и умение уважать людей другой национальности. И здесь многим в России стоило поучиться у кубанцев. Именно национальная гордость и чувство собственного достоинства кубанцев позволили сформировать в крае патриотическую власть, вот уже много лет действующую вопреки разрушительному диктату Москвы"[7].

Опыт социально-политического развития края на рубеже XX-XXI веков предлагается распространить на всю страну. Светлое будущее связывается с мобилизацией традиционалистских идей, костяк которых составляет великодержавный национализм. "Залог возрождения России мы видим в патриотической, национально ориентированной, опирающейся на традиционные ценности политике, впитавшей в себя все лучшее из нашего богатого исторического опыта. Опора на традиционные ценности особенно важна сегодня, в период массированного наступления глобализма, стирающего национальные особенности, а значит, и культуру людей, превращая их в одинаковых, сделанных как под копирку, духовно бедных индивидов. Реальное сопротивление этому курсу, проводимому мировыми финансовыми центрами, может осуществляться только на патриотическом, национальном поле"[7].

Выступил с агитационными воззваниями и сам Н. И. Кондратенко, вошедший в тройку лидеров избирательного блока КПРФ. Свое обращение он адресовал прежде всего русским, а также другим "коренным народам". Значение предстоящих выборов представляется автору однозначным. "На этих выборах решается: или мы - русские, другие коренные народы - побеждаем, или теряем национальные интересы и обрекаем себя на рабство"[8]. Соответственно участниками предвыборной борьбы являются две силы. С одной стороны - патриоты, для которых главное "спасать Россию как независимое государство, спасать от уничтожения русский народ"[8]. С другой - "мировая закулиса вместе с "пятой колонной"[8]. Ее представляют дорвавшиеся до власти "перевертыши, чуждые нашей культуре, ненавидящие все русское"[8].

Призывая голосовать за коммунистические силы, Н. И. Кондратенко выступает с переоценкой роли данной партии в российской истории. "Расказачивали и раскулачивали Россию те же космополиты и сионисты. Они морили голодом наших отцов и матерей, обвиняя их в саботаже, взрывали православные храмы и, по их же хамскому выражению, "задирали подол матушке-России". Это они уничтожили наших предков в лагерях ГУЛАГа. Потомки этих злодеев переложили их вину на русских коммунистов военного и послевоенного времени"[8]. Классовая идея окончательно уступает свое место националистической.


Активно продуцировали дискурс этничности в ходе своей избирательной кампании и представители ЛДПР, избрав для своих воззваний лозунг "Мы за бедных, мы за русских"[9]. Дебатированию так называемого "русского вопроса" отводится доминирующее положение как при анализе складывающейся в стране ситуации, так и в предполагаемых действиях. Агитационные материалы провоцируют комплекс ущербности у предполагаемого избирателя и актуализируют его ксенофобные установки. "Быть русским в "демократической" России не просто тяжело. Быть русским - еще и унизительно. Еще и не престижно. Нас заставляют оправдываться даже за наши победы"[9]. В соответствии с этим предлагается вариант будущей политической активности. "Мы создадим новую идеологию патриотизма и высшей ценности нравственной личности. "Русский" - это звучит возвышенно и гордо! Весь мир должен знать: именно русские, их светлый ум, духовная сила, способность на нравственный подвиг спасут Россию и человечество в тяжких испытаниях грядущих десятилетий"[9].

Обращаясь к актуальной для края проблематике, лдпровцы поднимают миграционный вопрос, демонстрирую откровенно ксенофобную позицию. "ЛДПР требует выдворить из Краснодарского края всех нелегальных мигрантов, так как в поисках лучшей жизни на Кубань устремилось огромное количество представителей других национальностей. Это ухудшает качество жизни русского населения"[9]. И даже позитивное уточнение в отношении граждан России, которое должно подчеркнуть державность партии, демонстрирует шовинистическую снисходительность. "Представители других национальностей, имеющие гражданство Российской Федерации, также имеют право проживать на Кубани при условии неукоснительного соблюдения законодательства РФ и Краснодарского края"[9].


Примечательной характерной чертой данной избирательной кампании явилась практика распространения анонимных листовок, порочащих кандидатов в депутаты. Особенностью нынешних фальшивок стало отведение в них заметного места "этнической информации". Ставка делалась на использование ксенофобных предубеждений избирателей, поэтому основным приемом выступило приписывание или актуализация принадлежности кандидатов к негативно воспринимаемым этническим группам, которое якобы ими скрывается. Так Каракай Михаил Сергеевич упоминается как "Караксон Моисей Соломонович", а Измайлов Владимир Закирович - как "Измаил-хасан-оглы Чингиз Закирович".

Манифестация этничности как основополагающей характеристики кандидатов в депутаты позволяет авторам листок при желании перевернуть такую ситуацию наоборот. В качестве аморального поведения будет рассматриваться отсутствие публичной демонстрации у обвиняемого лица чувства комплиментарности к "своей" группе. В таком случае кандидат обвиняется в отсутствии патриотизма, отказе от корней, а, в конечном счете, в предательстве. "Странно, но почему-то почти во всех агитационных материалах скрывается за буквой "А" полное отчество Бориса Анушевановича Казакова. Кубанский лидер Союза армян России (САР) Наири Оганисян неоднократно высказывал претензии доктору Казакову за то, что он публично скрывает свою национальность. К этим претензиям присоединилась и мусульманская диаспора Краснодара, ведь его мама, Уракчеева Марианна Хасановна, никогда не скрывала свое предпочтение Корана перед Библией".

Однако последним доводом по-прежнему остается махровый антисемитизм. Особенно в отношении публичных политиков. "Начнем все по порядку. Родители: мать Ханкоева - армянка, отец - Матвей Изральевич Витексон - еврей. Правильная фамилия Ханкоева - Витексон. В детстве его так и звали "Мотя - жиденек". Родители изменили ему фамилию и в паспорте поставили штамп - русский. Но ведь как говорят в народе: "А рожу ведь никуда не денешь, не скроешь".

Укоренившееся эссенциалистское понимание этничности не может не вылиться в ксенофобию.


В докладе о политическом дискурсе использовались материалы следующих газет:

1. Краевые новости. - 2003. - № 33.

2. Краснодарские известия. - 2003. - 6 сентября.

3. Вольная Кубань. - 2003. - 1 октября.

4. Кубанские новости. - 2003. - 16 октября.

5. Кубанские новости. - 2003. - 5 сентября.

6. Краснодарские известия. - 2003. - 17 октября.

7. Кубань сегодня. - 2003. - 3 сентября.

8. Кубань сегодня. - 2003. - 28 ноября.

9. Пионер Кавказа. - 2003. - № 47.