Новости по теме

Павел Святенков - о толерантности

19 мая 2006 г. портал Кремль.Org опубликовал интервью с политологом Павлом Святенковым "Границы толерантности: Перейден ли Рубикон?".

Поводом для интервью стали премьера фильма "Код да Винчи" и намерение секс-меньшинств провести в Москве гей-парад. Поэтому, заявленная как попытка выяснить, "что такое толерантность в политике", беседа в основном ведется о проблеме гомосексуализма, хотя в ней и сделаны отступления более общего характера.

Определив толерантность как "санитарный кордон, отделяющий нормальное общество от зоны нетерпимых явлений" и то, что "позволяет отсечь явления, грозящие гибелью обществу", П. Святенков соглашается с интервьюером (Павлом Данилиным), что "толерантность в современности является обоюдоострым оружием" и нужно отличать "правильную" толерантность от "губительной", и продолжает эту мысль следующим образом: "Толерантность" [на Западе - ред.] перестала быть защитной оболочкой общества, превратившись в источник "альтернативной нормы" ... Что касается России, то "толерантность" у нас стала приобретать репрессивный характер, характер категорического требования к обществу признать любое направленное против него зло. То есть общество должно признать правильными убийства детей в Беслане, потому что террористы "тоже страдают" или "имеют право на свою точку зрения" и т.п.".

"В последние десятилетия на Западе зона терпимости чрезвычайно расширилась и пытается вытеснить общество, защитной оболочкой которого она является, - объясняет автор. - То есть существует тенденция превращения зоны терпимости - в "общество", а самого общества - в "зону терпимости". Например, за гомофобские высказывания можно угодить в тюрьму или подвергнуться обструкции, а вот нападки на христианство повсеместно разрешены".

На вопрос об акторе, который может определять границы толерантности, П. Святенков ответил так:

"Полагаю, что ... меньшинство имеет право на терпимость, то есть на легитимность своего своего существования при условии, что его активность останется на уровне частной жизни. ... Рубикон терпимости считается перейденным тогда, когда меньшинство, на которое распространяется режим терпимости, начинает агрессивно вмешиваться в общественную жизнь".

При этом такого актора, определяющего границы, в России нет. "Теоретически, такие функции мог бы исполнять совет моральных авторитетов (та же Общественная палата, если б она чего-то стоила) или же Церковь. Но Церковь признается не всеми, ее духовный авторитет нужно дополнить авторитетом какого-нибудь светского института. Так что актора надо создавать", - делает вывод П. Святенков.