Новости по теме

Совет по национальной стратегии о "стратегическом императиве" развития России

В январе 2004 г. Совет по национальной стратегии опубликовал
доклад
"Национальная стратегия и повестка дня второго срока президента Владимира Путина", который объявлен "народным предвыборным наказом".

Помимо аморфности, демагогии ( "Усилению международного влияния России нет альтернативы...Нравственному обновлению - нет альтернативы" (здесь и далее - выделено в тексте. Ред.)) и - местами - внутренней противоречивости текста, первое, что бросается в глаза- апологетика В.Путина и прямые аллюзии на И.Сталина (1): "Простое обращение "братья и сестры" в годину страшных испытаний сделали войну Великой Отечественной, сначала невиданно ожесточенной и жертвенной, а затем и победоносной. Искренняя вера миллионов в "светлое будущее" за два поколения превратили "лапотную Россию" в великую ядерную и космическую державу.

Время настало. Призыв "наследника" - кандидата в президенты был бы лишь предвыборным ходом, пошлым популизмом. Теперь же призыв к сплочению во имя Великой России очень популярного и успешного Президента - патриота, может быть услышан всеми, кому дороги судьбы нашей Родины.


Основная тема доклада - необходимость национальной идеи для дальнейшего успешного развития государства. Авторы такую идею находят - Великая Россия: "Начало пути к величию России начинается с нового понимания сути этого величия. Необходимо "очистить" само это захватанное, затертое понятие - Великая Россия" .

Начало этому должен положить "призыв национального лидера". Затем должна быть создана "широкая модернизаторская коалиция" во главе с Президентом. "В нее должна войти и та часть российских элит: государственники-прогрессисты, национально ответственный бизнес, интеллектуалы, озабоченные судьбами страны, которая готова разделить ответственность за судьбу преобразований в нашей стране" (ср. со статьей А.Ципко "Народ не безмолвствует").

Программа построения "Великой России" включает в себя внутри- и внешнеполитические аспекты, военную модернизацию, федеративную реформу и т.п. Однако главное внимание авторов доклада сосредоточено на построении общества социальной справедливости, в котором, по их представлению должна существовать "Ответственность богатых за общественные последствия пользования крупными состояниями... Необходим социальный контракт с российским бизнесом, основанный на его осознании своей особой социальной роли и непреходящей ответственности перед страной и обществом" . Из текста доклада ясно, что СНС считает возможным пересмотр итогов приватизации: "Важно прояснить, что активно обсуждаемая сегодня проблема ответственности за экономические преступления переходного периода значима лишь для крупного бизнеса.

По "небольшим" делам 90-х годов уже истекли или скоро истекут сроки давности.
Установление амнистии за такие преступления означает признание избирательного подхода к соблюдению законодательства, абсурдного утверждения: законы 90-х годов - "зыбкие", противоречивые и лишь приватизационное законодательство - единственное, которое следует соблюдать неукоснительно. Также амнистия является прямым оскорблением тем людям, которые либо честно вели дела, либо не пошли в предпринимательство, сомневаясь в возможности строгого следования закону. Предоставление амнистии надолго закроет возможность подлинной политической легитимации крупных состояний в России. Более того, борьба с несправедливой амнистией превратится в борьбу с основами существующего строя"
.

Впрочем, авторы предусматривают амнистию по экономическим преступлениям "тем, кто получил ордена России после 2000 года" (очевидно, авторы предполагают, что полученные при В.Путине, в отличие от Б.Ельцина, ордена более значимы). Кроме того, суды должны учитывать и "деятельное раскаяние" подсудимых-олигархов: "Суду в обязательном порядке должны быть представлены заключения объединений предпринимателей, ТПП, губернаторов, представителей президента, соответствующих государственных ведомств. Реальный вклад в развитие экономики должен быть учтен судом при назначении наказаний"( 2) .

Замечательна и "демократическая" часть текста: "Назревшим является создание механизмов развивающейся демократии - путь от демократии управляемой к демократии консолидированной. Системы, основанной на политическом лидерстве и инициативе Президента России, на мандате, выданном ему народом, на проведение в России глубоких преобразований" .

1. Cм. об этом - "Идеологическая безыдейность" .

2.Ну как тут не вспомнить, интервью Дмитрия Аяцкова через несколько дней после ареста Михаила Ходорковского: ""Корр.: - Вернемся к теме Ходорковского. Трудно назвать "пятаком" сто тысяч долларов, которые он по приезде выделил на продолжение строительства Театра юного зрителя в Саратове.
Аяцков: - Это и есть пять копеек, о которых я говорил. Я ждал, что он скажет: "Я забочусь о детях, я их люблю, знаю, что в Саратове первый театр юного зрителя и на завершение его строительства выделю все недостающие 500 миллионов рублей". Но он этого не сказал, а достал из кошелька всего-то сто тысяч долларов, что для него копейки. Но и этот клок шерсти нам пригодится"
.

См. также комментарии к тексту доклада СНС:
1. Вишневский Борис. Сначала был донос // Новая газета. 2004. 2-4 февраля. №7.

2. Колесников Андрей. Повестка трудодня // Известия. 2004. 26 января.

3. Российская мечта // Lenta.ru. 2004. 16 января.

Ссылки на данную статью [4]