Россия и Египет - близнецы-братья

9 марта 2006 г. на сайте Агентства политических новостей была опубликована статья Бориса Межуева "Во "тьме египетской".

Автор статьи анализирует идеологические концепции российской власти исходя из представления, что Россия является зависимой страной "третьего мира" и лучшим примером для сравнения, по мнению Б. Межуева, является "мубарковский Египет".

Б. Межуев проводит довольно подробные аналогии между режимами России и Египта: "Оба возглавляются силовиками: бывшим главой ФСБ РФ Владимиром Путиным и бывшим главой Военно-воздушных сил Египта Хосни Мубараком. Оба — наследники режимов прямо противоположных ориентаций: социалистического и антизападного (СССР — Гамаль Абдель Насер) и предательски прозападного (Ельцин — Анвар Садат). Сохранив после смерти Садата прежнюю внешнеполитическую — проамериканскую — ориентацию Египта, Мубарак стал проводить более осторожный курс... Благодаря участию в посреднических акциях — прежде всего, проявив себя в этом качестве на мирных переговорах в Осло, — Мубарак заслужил в Вашингтоне репутацию надежного и полезного партнера..."

Однако реальное положение в Египте ужасное: "В 1981 г. ... был введен режим чрезвычайного положения, по которому оказались значительно ужесточены меры против исламистских организаций. Многие активисты были брошены в тюрьмы".

В этом случае получают объяснение и концепция суверенитета: ("Идеологи Путина толкуют о чем угодно: о власти, о конкурентоспособности, но только не об этом, самом важном признаке суверенности — о самостоятельной политике". Речь идет о суверенитете обычного авторитарного прозападного режима, в целом следующего в фарватере американской политики, но позволяющего себе различные вольности внутри страны. Силовое подавление оппозиции, например"), и концепция "антифашизма".

Существующие в Египте "радикальные исламистские группировки представляют наилучшую защиту для египетского режима личной власти". Они блокируют всякие попытки внешних сил поиграть в Египте в демократию "по Томасу Джефферсону". И Путин, считает автор, в целях укрепления своей власти будет пытаться укрепить свою власть по методу Мубарака, "одной рукой поощряя, а другой запрещая и подавляя в стране то, что могло бы служить в России точным аналогом радикального исламизма". Таким аналогом выступает "русский фашизм" "в его этнонационалистической, плебейско-эгалитарной, лучше всего просто хулиганской... версии".

Собственно, власти необходима оппозиция, настроенная радикальнее власти. Иначе будут осуществлены попытки внутреннего переворота. Однако непохоже, чтобы власть действительно хочет "бороться за российский суверенитет, понимая под ним не только собственное выживание, но и политическую самостоятельность".

Выход из этой ситуации только один — гражданская война, пишет Б. Межуев. "А затем, скорее всего, внешняя оккупация". А у оппозиции нет возможности "повлиять на власть, чтобы остановить хотя бы процесс собственной деградации".