Андрей Илларионов: "Нынешняя экономико-политическая модель развития России - это исторический тупик"

23 января 2006 г. в газете "Коммерсант" появилась статья бывшего советника президента России по экономическим вопросам Андрея Илларионова "Другая страна". Нынешнее руководство страны, полагает А. Илларионов, сделало выбор в пользу корпоративистского государства.

Сегодняшнее российское государство стало корпоративистским, утверждает автор. Собственность на российское государство перешла в руки корпорации, неподконтрольной его номинальным собственникам - гражданам России.

"Корпоративизм занимает центральное место и в общественной сфере, - объясняет А. Илларионов. - Замораживание естественных форм политической жизни ликвидирует структуры общества, которые нацелены на идентификацию, формулирование и защиту гражданами своих политических интересов. Вместо этого общественное пространство предлагается структурировать по иным признакам - профессиональным, религиозным, региональным. Ярким примером такого рода стало создание Общественной палаты, скроенной по модели корпоративистского государства Бенито Муссолини".

Выбранная Россией модель развития не уникальна, такие страны в мире есть: "Это Ливия и Венесуэла, Ангола и Чад, Иран и Саудовская Аравия, Сирия и Ирак. Теперь среди них и Россия. ... Причем сохраняться такая экономико-политическая модель может долго".

Но необходимо понимать, что выбор такой модели - "это не что иное, как сознательный выбор в пользу общественной модели стран третьего мира. Точнее даже, модели одной, очень специфической группы стран третьего мира".

"Нынешняя экономико-политическая модель развития России - это исторический тупик. Ни одна страна, ступившая на этот путь, не стала ни более богатой, ни более сильной, ни более развитой. Не станет таковой на этом пути и Россия. Отставание страны не уменьшится, а возрастет. А цену за этот очередной эксперимент заплатят, как обычно, российские граждане".

Перемены в сложившейся ситуации возможны лишь в результате смены власти в стране, пишет автор. Власть сменится все равно - "раньше или позже. Но когда это случится, революция может быть уже не бархатной".

Что же можно сделать? - задает риторический вопрос А. Илларионов. И отвечает на него так: "Можно начать свое отделение - отделение гражданина - от такого государства. Начать кампанию гражданского неучастия в делах корпоративистского государства. И таким путем - не со стороны государства, а со стороны общества - начать восстановление гражданских, политических, экономических свобод".

Илларионов А. Другая страна // Коммерсант. 2006. 23 января.

Ссылки на данную статью [1]