"Власть, лишая оппозицию роли в цивилизованной политике, толкает ее на улицу"

29 июня 2005 г. сайт АПН в Нижнем Новгороде перепечатал комментарий Бориса Макаренко "Не кричи: "оранжевая революция"!" (первоначально опубликованный на сайте Политком.ру).

"Оранжевые революции" - это не революции в точном смысле слова, полагает Б. Макаренко: в "оранжевых" революциях общественный строй не претерпевает революционных изменений: "Оранжевая революция" есть не что иное, как удавшаяся попытка заблокировать намерение прежнего строя - демократического по букве, но ползущего к авторитаризму - исказить результаты выборов, на которых общество всерьез демонстрирует неудовлетворенность эффективностью своих правителей".

И предпосылок для "оранжевой революции" в сегодняшней России, вопреки распространенному мнению, нет. Во-первых, считает автор, для такой революции нет революционеров. Во-вторых, в событиях такого рода, как правило, "власти противостоит единая воля части элиты и большинства в обществе", а в России нет такого единства: власти "не хватает либерализма, чтобы реализовать свои политические и экономические амбиции", обществу "хочется, чтобы либеральных реформ не было вовсе". В-третьих, плюрализм и в общественно-политических силах, и в средствах массовой информации в России ниже, чем в случаях всех успешных "оранжевых революций".

Однако напуганная успешными "оранжевыми революциями" власть, как "пастушок из известной притчи, кричит: "Волк!"" демонизирует оппозицию и отрабатывает "технологию превентивного заполнения майдана". Лишая оппозицию роли в цивилизованной политике, власть толкает ее на улицу. "Не из таких ли технологий имени попа Гапона родилась первая русская революция?" - задает риторический вопрос автор.